А.Захаров
Универсальная
Схема
Эволюции
(УСЭ) является
общей Схемой
этапов
изучения и
совершенствования
систем.[1]
Для краткого
знакомства с
подходом
отметим, что
Схема
сделана на
основе:
материалов
по Теории
Решения
Изобретательских
Задач
Законам Развития
Технических
Систем,
ТРИЗ-ЗРТС;
информационного
фонда,
собранного и
организованного
в виде
картотеки, по
научно-технической,
экономической,
политической,
педагогической,
философской
и др.
тематике;
опыта
использования
ТРИЗ-ЗРТС для
изучения и
совершенствования
технических
и
нетехнических
(организация
производства,
структуры
управления,
педагогика,
защита
информации,
наука и др.)
систем.
Применение
подхода
показало, что
Схема обладает
полнотой:
набор блоков
Схемы достаточен
для
представления
полного
цикла
совершенствования
объектов; и
универсальностью:
последовательность
блоков отражает
эволюцию
любых
объектов
Природы.
Феномен
ансамбля The Beatles[2] -
пример
эволюции
музыкального
коллектива.
Пример тем
более интересный,
что эволюция
продолжается
даже через 30
лет после
распада!
появляются
новые старые
записи, факты
и
комментарии.[3]
И тем
интереснее
проверить с
точки зрения Схемы
как
укладываются
вновь
обнародованные
факты в линии
развития на
Схеме, т.е. сделать
не
предсказание,
а
послесказание.
Данной
работой
автор
преследует
несколько
целей:
познакомить
заинтересованных
читателей с
Универсальной
Схемой
Эволюции
показать,
как УСЭ
работает,
помогая
разобраться
в
хитросплетениях
эволюции
весьма сложных
систем, и
отразить
множество
сторон
(линий,
граней и т.д)
эволюции
системы под
названием The Beatles...
Битлз
произвели
революцию в
поп-музыке 60-х. Именно
в этом мы
находим
единственно
возможное
объяснение
такой
ошеломляющей
карьеры.
...Битлз
поистине
спасли
поп-музыку,
превратили
ее в Искусство.
Это и стало
главной
причиной
невероятного
успеха
музыкантов.
Работая
в условиях
неимоверного
напряжения,
Битлз
выпустили
тринадцать
великолепных
альбомов и
более
двадцати
синглов - и это
немногим
более чем за
семь лет. Они
обеспечили
звуковой
дорожкой
целое
поколение, записав
около 200 самых
выдающихся
композиций
нашего
времени.
Музыканты
постоянно расширяли
палитру
современной
поп- и рок-музыки,
органически
дополняя ее
проникновенной
лирикой
фольклорных
исполнителей
типа Боба
Дилана,
психоделическими
экзерсисами
музыки
Западного
побережья
США,
мелодиями
фолк-рока,
элементами блюза
и кантри, - и
при этом
оставались
самими собой.
Битлз
были оригинальными
и смелыми
экспериментаторами
в истории
рока - всегда
готовыми
выйти за
пределы
стандартов.
Включив в
свои
композиции
элементы
всех направлений
популярной
музыки, а
также
классики, они
вернули
заимствованное
сполна и тем
самым
вдохновили
исполнителей
рока, джаза, ритм-энд-блюза,
кантри и
других
музыкальных
течений так,
как это вряд
ли кому
удастся
сделать в
будущем.
Моду,
жаргон и
манеры Битлз
имитировали
миллионы. Музыканты
установили
новый
социальный распорядок
в самом
отчаянном и
предприимчивом
десятилетии
нашей эпохи.
Немногие
художники
оказали
сколько-нибудь
заметное
влияние на
последующие
поколения.
Чтобы
произведение
существовало
более 20 или 30
лет после
смерти
художника,
необходим не
только
талант, но и
везение. Все
же остальное
- во власти
Бога. Однако
в отношении
Битлз - и это
единственный
в истории поп-музыки
XX
века случай -
мы можем
сказать
точно, что их
музыка будет
жить вечно.
1. Пониженная
жизнеспособность
The Beatles - Выявление
проблемы,
угрожающей
выживанию The Beatles.
Для многих
исполнителей
достаточно
появления
всего лишь одной
проблемы,
точнее
неспособности
решения
всего лишь
одной
проблемы,
чтобы исчезнуть
без следа.
Сколько было
их
сочинителей
и/или
исполнителей
одной-двух
композиций,
коллективов,
сумевших
записать
одну пластинку
или
выступить с
одним
концертом?!
Но в
истории
рок-музыки
всегда
находились коллективы
и отдельные
исполнители,
которые
проблемы решали,
прежде всего,
конечно,
творческие -
музыкальные,[5]
и тем
заслуженно
остались в
памяти
поклонников.
А с The Beatles, как
показывает
предлагаемый
ниже материал,
- особая
история. Они
оказались
настолько
многогранными
в творческом
отношении, что
для распада
должно было
накопиться
изрядное
количество
нерешаемых
проблем. Причем
эти
нерешаемые
проблемы в
большей части
были проблемами
не внутри
ансамбля, а ансамбля
и
изменившегося
времени,
изменившегося
общества.
Такие
проблемы вообще
мало кто
умеет решать.
Ведь не даром
существует
фраза: Уйти
вовремя....
Еще раз
обратимся к
предисловию:
Немногие
художники
оказали
сколько-нибудь
заметное
влияние на
последующие
поколения.
Чтобы
произведение
существовало
более 20 или 30
лет после
смерти
художника,
необходим не
только
талант, но и
везение. Все
же остальное
- во власти
Бога. Однако
в отношении
Битлз - и это
единственный
в истории
поп-музыки XX
века случай -
мы можем
сказать
точно, что их
музыка будет
жить вечно.[6]
И все-таки
пройдем по
Универсальной
Схеме Эволюции,
применив
искусственный
прием, обращение
задачи по
Злотину.
Найдем
гипотетические
причины
невыживания
The Beatles, если рассмотрим
все
творчество
ансамбля со
знаком
минус - The Beatles умерли
бы как
творческий
коллектив,
если бы НЕ
СОВЕРШИЛИ
ПЕРЕХОД:
от
любовной
темы к
общесоциальным
проблемам
(войны,
бедность,
цель
существования)
и проблемам
внутреннего
мира человека
(неустроенность,
страх и пр.)
от
музыки к
политике,
морали и т.д.
от
примитивного
рока к
симфонизму
от
европейской
музыкальной
традиции к общемировой
рага-рок,
арт-рок,
джаз-рок,
симфо-рок
от
современных
им
музыкальных
форм к широким
временным заимствованиям
барокко-рок (XIX век),
регтайм и
фокстрот
(начало ХХ
века)
от
формы солист
+
поддерживающая
группа к многоголосью
от
исполнения
произведений
других авторов
к своим
от
исполнения
произведений
взрослых авторов
для молодежи
к
произведениям
ровестников
для
ровестников
от
традиционных
для рока
инструментов
(гитары,
ударные,
орган) к
широкому
набору (струнные,
духовые и т.д.)
от
традиционной
техники
звукозаписи
(несколько
проб,
2-4-дорожечный
магнитофон) к
экспериментам
(многодорожечный
магнитофон,
многократные
наложения,
искажения,
использование
обратного
хода записи,
использование
различных
эффектов
фидбэк,
фэйд-ин,
хаотичная
склейка и т.д.)
от
традиции
творческого
процесса
сочинение
запись к
сочинению
прямо во
время сессии,
к соединению
разных песен
в одну
от
простых форм
представления
творчества
(диск,
концерт,
радио и ТВ) к
обращению к
кино
(документальному,
художественному,
мультипликации),
к литературе
и живописи
(Леннон)
от
деятельности
только в
записи и
представления
музыки к
работе в
области
поиска новых
талантов в
музыке, в моде,
в
электронике (Apple Corp.)
от
формата
пластинки на
2 песни (сингл)
и 4 песни (EP) к
многопесенному
LP
от
случайного
набора песен
к LP
как цельному
произведению
от
традиционной
формы работы:
написание песен,
запись песен,
представление
песен на концерте,
к новой в
виде отказа
от
концертной
деятельности
от
одномоментного
представления
то, что сочинено,
к открытию
творческой
кухни (выпуск
архивных
записей,
студийных
экспериментов)
от
ориентирования
творчества
на один
возрастной
или
социальный
слой к обращению
к обществу в
целом
от простого копирования исполняемых другими музыкантами песен к их улучшению
от
простого
использования
полученного
дарования к
развитию
творческого
потенциала
от
случайной
структуры
произведения
(песни,
альбома,
цикла и пр.) к
простой, а
потом к сложной
от
традиционного
оформления
пластинок к
постоянному
поиску новых
выразительных
средств и
художественных
решений
Список
новаций
Битлз просто
ошеломляет! Для
успешной
музыкальной
карьеры
какого-нибудь
среднего
ансамбля
было бы
достаточно
отличиться в
каких-то
двух-трех
направлениях
(областях). Можно
поискать в
доступных
источниках
по истории
рока примеры
типа: группа
отличалась
экстравагантным
поведением
на сцене или
группе
удалось
органично
сочетать современные
ритмы и
музыку ...
надцатого
века.
2.
Пониженная
идеальность
The Beatles - Выявление
пониженной
идеальности
The Beatles: пониженной
величины
отношения
полезных
функций The Beatles к
затратным,
вредным.
В
искусственно
созданном
списке пусть
одна из
нерешенных
проблем
будет такой: исполнение
произведений
взрослых
авторов для
молодежи.
В
конце 50-х гг.
молодежные
проблемы, а
на самом деле
высосанные
из пальца
взрослыми
дядями-сочинителями
и
исполнителями
типа Билла
Хейли, все
меньше и
меньше
трогали
молодежь.
Функция
музыканта
заинтересовать
(увлечь,
взволновать[7])
своим
творчеством
аудиторию, -
выполнялась
все хуже. А
затраты на
записи, на
организацию
концертов, на
поддержание
имиджа,
вероятнее
всего, меньше
не
становились.
Поэтому в
ТРИЗовском смысле
идеальность
таких
исполнителей
падала.
В
итоге
молодежь,
становящаяся
все активнее и
самостоятельнее
(на подходе 60-е
годы!), отворачивается
от таких
исполнителей.
И судьба их
понятна на
свалку
рок-истории, т.е.
невыживание
по блоку 1
Универсальной
Схемы
Эволюции.
3.
Создание
новых The Beatles (если
The Beatles с нужной
функций либо не
существуют,
либо у
существующих
The Beatles нет ресурсов)
- Создание
новых The Beatles, для
которых
возникшая проблема
выживания по
выявленным
факторам
либо
исчезает
вообще, либо
не имеет
значения,
либо не так
остра.
Да,
нужны были
новые
исполнители,
которые сами
были бы
молодыми,
были бы
своими в
молодежной
аудитории. И
они
появились...
Этому
блоку
соответствует
Закон
полноты
частей ТС: наличие
необходимого
набора элементов
ансамбля как
системы, связей
между
элементами,
обладающими
хотя бы минимальной
работоспособностью.
Что
касается
последнего
условия -
работоспособность,
то с этим у The Beatles
все было в
порядке. Пол
Маккартни: В
Гамбурге мы играли
по восемь
часов в день -
никто из
музыкантов
не работал
столько.
У
Битлз с 1963 по 1965
год не было практически
ни одной
возможности
по-настоящему
отдохнуть, музыканты
находились
на гастролях
почти весь 1963 г.
Возвратившись
из первой
поездки по
США, Битлз
вынуждены
были
работать по
неимоверно
жесткому
графику - у
них было лишь
две недели на
то, чтобы сочинить
и записать
песни для
фильма, а
оставшиеся
композиции
для альбома
пришлось
создавать
уже во время
съемок.
Джон:
В
ранние
времена мы
делали
пластинку за 12
часов. Каждые 3
месяца от
нас
требовали сингл, и
нам
приходилось
сочинять
песни для него или в
автобусе или в
номере отеля.
Снова
вернемся к
полноте
частей. Так,
потребности
молодежной
среды были источником
энергии[8]
для тех, кто
эти
потребности
чувствовал, двигателем
понимание
этих
потребностей,
трансмиссией
потенциал
участников, а
рабочим
органом то,
что сумели
создать The Beatles
композиции
(слова и
музыка),
манеру держаться
на сцене,
одежду;
вообще все
то, что получило
отклик
молодежной
аудитории в
виде начавшейся
в 1963 г.
битломании.
4.
Улучшение
существующих
The Beatles (если у The Beatles
есть ресурсы)
- Такое
изменение
существующих
The Beatles, при котором
возникшая
проблема
выживания по
выявленным
факторам
либо
исчезает
вообще, либо
не имеет
значения,
либо не так
остра.
Ну,
такого
явления в
музыке как The Beatles
на тот момент
еще не
существовало,
поэтому реализовался
блок 3
Универсальной
Схемы.[9]
5.
Объединение
существующих
The Beatles - Как
правило, мы
используем
этот путь,
когда по
крайней мере
одна из
систем не
имеет ресурсов.
Так мы
выявляем
возможности
их объединения
(симбиоза).
Объединять
пока нечего, The
Beatles
только-только
появились.
Вот пото-о-о-м....
Все-таки
забежим вперед
с коротким
замечанием:
список
новаторских
направлений
это и есть объединение
всех
достижений,
которые
смогли
реализоваться
в рамках ОДНОГО
ансамбля.
Теперь
чисто
формальное
ТРИЗовское
замечание к
объединению
систем в бл. 5
УСЭ: объединяющиеся
The Beatles могут быть одинаковыми
(однородными);
со сдвигом в
характеристиках[10]
(сюда входят
и
альтернативные);
могут быть разнородными
и антисистемами
(???)[11].
Количества
объединяемых
(объединяющихся)
систем: би-The Beatles, поли-The Beatles.
Ну,
теперь
приступим к
основной
части исследования:
The Beatles
образовались,
заслужили
первые
аплодисменты
своими
музыкальными
находками,
нестандартным
поведением,
имиджем...
А
что дальше?
Ведь публика
пресыщается
ой как
быстро! А вот
что...
6.
Выявление
вредных
факторов
(нежелательных
эффектов)
взаимодействия
The Beatles с Надсистемой
Поиск
внешних НЭ
между
компонентами
(элементами
и/связями) The Beatles и надСистемой.
Здесь
снова
работает
список из
блока 1 УСЭ, только
представить
его надо как список
рассогласований
между тем,
что
музыканты
предлагают и
что ждет
аудитория..
Приведем
лишь часть
списка, слегка
изменив
формулировки,
чтобы подчеркнуть
рассогласовние,
к виду:
Молодежь
ждет _____, а
музыканты предлагают
_____...
Молодежь
ждет
обращения к
общесоциальным
проблемам
(войны,
бедность,
цель
существования)
и проблемам
внутреннего
мира человека
(неустроенность,
страх и пр.), а
музыканты
предлагают
любовную
тему
Молодежь
ждет
перехода к
политике, а
музыканты
предлагают
только
музыку
Молодежь
ждет
перехода к
симфонизму, а
музыканты
предлагают
примитивный
рок
Молодежь
ждет
перехода к
общемировой
музыкальной
традиции
рага-рок,
арт-рок,
джаз-рок, симфо-рок,
а музыканты
предлагают
только европейскую
музыку
Молодежь
ждет широких
временных
заимствований
барокко-рок (XIX век),
регтайм и
фокстрот
(начало ХХ
века), а музыканты
предлагают
только
современные
музыкальные
формы
Молодежь
ждет
многоголосия,
а музыканты
предлагают
традиционную
форму солист
+
поддерживающая
группа.
Молодежь
ждет от
ансамбля
собственных
произведений,
а музыканты
предлагают
произведения
других
авторов
и
т.д.
Конечно,
это
несколько
прямолинейные
формулировки.
Слушатели часто
не осознают и
никак не
выражают
свои желания.
Но если
поставить
вопрос
по-другому:
Чего не
хотят
слушатели?,
то
становится понятно
они не хотят
одноообразия.
А отсюда до
ответа
нужны эксперименты
с тематикой,
стилями и
жанрами,
репертуаром,
сценическими
образами и
т.д. рукой
подать...
ТРИЗовское
замечание.
Деление на внешние
и внутренние
НЭ
принципиально
важно. В
поиске и устранении
в
первую
очередь
внешних НЭ,
т.е.
рассогласований
прежде всего рабочего
органа
системы с
элементами
надСистемы (внешней
среды),
проявляется Закон
неравномерного
развития
Системы (или
закон
опережающего
развития рабочего
органа
Системы).
И
мы
действительно
отловили те НЭ,
которые
действительно
ухудшают
взаимодействие
Системы с
надСистемой
- ансамбля со
своими
слушателями.
7.
Выявление
вредных
факторов
(нежелательных
эффектов)
взаимодействия
внутри самих
The Beatles - Поиск
внутренних
НЭ, т.е.
рассогласований
между
элементами
и/или связями
внутри The Beatles.
На этом шаге
долго
оставнавливаться
не будем.
Понятно, что
внутренние
НЭ это рассогласование
между темой
песни и мелодией,
между
инструментами
и
техничностью
музыкантов,
между
музыкальными
идеями и уровнем
техники
звукозаписи...
В конечном
счете,
внутренние
НЭ через причинно-следственные
цепочки
реализуются
в виде НЭ
внешних, т.е. в
виде
рассогласований
между тем,
что ансамбль
предлагает и
тем, что от него
ждут
слушатели...
8.
Изменение
компонентов
(элементов
и/или связей) The
Beatles
Блоку 8
соответствует
Закон
повышения
динамичности
Системы, который
реализуется:
количественными
и/или
качественными
изменениями
элементов
и/или связей
Системы переход
от жестких
элементов к
элементам с шарнирами
и эластичным,[12]
переход с
макро- на
микроуровень
(использование
все более
глубоких
свойств
материи -
мелодии),
вытеснением
человека[13]
из Системы
изменением
свойств[14]
Системы,
например,
управляемости[15]
изменением
временнЫх
процессов в
Системе
переход к
периодическим,
импульсным,
резонансным
и т.д.
процессам
это ничто
иное, как
планирование
основных
акций группы
просчитывание
наиболее
оптимального
срока
выпуска диска,[16]
сроков
гастролей,
времени
выхода
фильмов и т.д.
пространственными
изменениями
Системы тщательная
разработка
маршрутов
гастрольных
поездок.
Изменение (динамизация) компонентов (элементов и связей) Системы все это и подразумевает. Причем, любое изменение, а не только с разрешением противоречий.
А теперь
самое время
показать, что
и как The Beatles
меняли
(динамизировали)
не в ответ на
изменение настроений
и желаний
слушателей, а
заранее, идя
впереди
запросов, которые
у слушателей
еще даже не
оформились. Поэтому
ансамблю не
пришлось
выживать в привычном
смысле этого
слова, своим
творчеством The Beatles
обгоняли
процесс
спада
интереса к
ним. В
этом, на мой
взгляд,
заключается
секрет их
успеха...
1.
Источники
песен,
тематика
Being For The Benefit Of Mr. Kite
шедевр изобретательности Джона Леннона.
Он превратил
в стихи текст
старой
цирковой афиши...
Харрисона было достаточно времени, чтобы обратить свое беспокойство и раздражение в композицию Blue Jay Way
к
общесоциальным
проблемам
(войны,
бедность,
цель
развития), к
политике,
морали и т.д.
Несмотря
на
многолетнее
стремление
менеджера
Битлз
Брайена
Эпстайна
удержать музыкантов
от
комментариев
в области
политики, в 1966 г.
они начали
высказываться
по многим
проблемам, и
в частности
по поводу
войны во
Вьетнаме.
Get
Back
задумывалась
как
иронический комментарий
по поводу
британской
внешней
политики.
Под
первоначальным
названием No Pakistanis (Нет
пакистанцам)
она
подвергла
осмеянию расистские
взгляды...
Песни
должны быть
как газетные
статьи, сказал
Джон Леннон в
1970 г. The Ballad Of John And Yoko
как раз и
стала репортажем
с передовой,
где
проходили
бои между
молодоженами
Леннонами и
силами закона
и порядка, не
желающими
иметь в своих
столицах
публичных
постельных
сцен с
участием
осужденных
наркоманов.
Говоря
об эволюции
своих взглядов
на
творчество,
Джон
подчеркивал:
Неужели
нельзя
переплюнуть
Бетховена, Шекспира,
да кого
угодно? Я
всегда
размышлял над
этим и втайне
мечтал
сочинить
песню, заменившую
бы We Shall Overcome. Почему
же никто не
напишет для
людей новый гимн
о свободе и
мире? Писать
для народа,
сочинять для
него песни,
чтобы люди
могли выйти с
ними на улицы
и петь в
автобусах, -
вот, что мне и
нам всем
сейчас нужно
делать. Сочинять
такие песни,
а не только
любовные.
к
проблемам
внутреннего
мира
человека (неустроенность,
страх и пр.)
Если
музыка Битлз
с самого
начала была
мелодичной и
самобытной,
то тематика
и слова
ранних песен
новизной не отличались,
не выходя за
рамки
традиционных
шлягеров. В
ранние
годы
мы не
обращали
внимания на
текст,
достаточно
было,
чтобы песня
имела хоть
какое-то подобие
темы: она
любит тебя,
она любит
его, они все
любят друг друга. Нам было
важно общее
звучание и
изюминка в
песне.
Во
время первых
гастролей
ансамбля по
США Битлз
познакомились
с
американским
музыкантом
Бобом
Диланом, одним
из первых,
кто
предпочитал
попытку предать
рок-музыке
осмысленность
и поэтичность.
Благотворное
влияние
Дилана на творчество
Джона тех лет
не вызывает
сомнения. Это
признавал
сам Леннон:
Дилан вечно
говорил мне: Прислушивайся
к словам,
парень. Я отвечал:
Не могу, я
прислушиваюсь
к звучанию.
Но затем я
переломил
себя - стал
человеком слова.
Забудьте
историю о
том, что Джон
Леннон начал
петь о себе,
когда
пристрастился
к наркотикам.
Послушайте
слова
композиции There Is A Place (LP Please Please Me, записана 11
февраля 1963 г.) и
вы найдете в
них первую
попытку
самоанализа:
Есть место,
куда я могу
пойти, если
мне плохо и
грустно. Это -
мое
воображение,
и там мне никогда
не бывает
одиноко - There's a place where I can go, when I feel low, when I feel blue. And it's my mind and there's no
time when I'm alone. Никто,
даже Боб
Дилан, не
писал таких
песен в 1963 г.
I'll
Cry Instead
открыла
целое
направление
в творчестве
Битлз,
создавая
новый имидж
Джона - героя-романтика,
сидящего,
оперев
голову на ладони,
и
погрузившегося
в океан
скорбных мыслей.
Эта поза вины
и печали
наложила
характерный
отпечаток на
творчество
Леннона в
последнее
десятилетие
его жизни.
In My Life -
моя первая
песня, где я
сознательно
пишу о своей
жизни. Она
началась как
путевые
заметки в
автобусе от
моего дома,
на Менлав
Авеню 250, к
центру города.
Я там
вспоминаю
все места,
какие только
мог
вспомнить. И
тут пришла
вся эти стихи
про друзей и
любовниц
прошлых лет.
You Like Me Too Much - эта
композиция
Джорджа
Харрисона
была, первой
в истории
рока,
рассказывающей
о том, что Он и
Она не любят
друг друга,
но у обоих
нет смелости
уйти первым.[18]
Подобную несентиментальную
трактовку
темы любви
мы вновь
увидим в
песне If I Needed
Someone в
следующем
альбоме
группы.
Taxman была
протестом - в
своей песне
Джордж
прошелся как
по консерваторам,
так и по
лейбористам.
1.3.
От
ориентирования
творчества
на один возрастной
или
социальный
слой к
обращению к
обществу в
целом
молодым и
старым,
рабочим и
интеллигенции,
к разным
нациям
Битлз
были умнее
(многих
других
авторов текстов
и музыки), и
этим,
конечно, тоже
привлекали к
себе. Но
главное, чем они
привлекали - это не
умом, а своей
музыкой.
Средние
классы
начали
слушать
Битлз только
после того,
как один
критик в
Таймс
написал, что
в Not A Second Time
использованы
эолийские
каденции, то
есть после
того,
как их
музыке
приклеили какой-то
ярлык.
1.4.
От случайной
структуры
произведения
(песни,
альбома,
цикла и пр.) к
простой, а
потом к
сложной.
новые
структуры
песен
I
Want То Hold Your Hand сделала
Битлз
феноменально
известными, подняв
их на первые
места в
хит-парадах
США и многих
стран мира. Хорошо
продуманная
структура
композиции
имеет спад
напряжения в
середине
куплета,
ведущий к кульминационной
строчке I can't hide (He
могу скрыть)...
Леннон
не обходился
стандартной
схемой, по
которой за
восемью
основными
тактами и их
повторением
всегда
следовали
восемь тактов
средней
части и,
наконец,
вновь первые восемь
тактов. Леннон
играючи нанизывал
в один ряд
группы из
пяти, семи, восьми,
одиннадцати
и тринадцати
(!) тактов. Таким
образом
построена,
например,
венгерская
или
индийская
музыка.
Многие
композиторы
поп-музыки
переняли
этот прием у
Леннона.
соединение
разных песен
в одну
от
формата
пластинки на
2 песни (сингл)
и 4 песни (EP) к
многопесенному
LP
Общепринятым
в поп-музыке
того времени
был
трехминутный
сингл, или
сорокапятка
(single
или SР), на которую
записывались
две
композиции.
Только
солидные
исполнители,
типа Франка Синатры
или Эллы
Фитцжеральд,
могли позволить
себе заявить
о своих
артистических
способностях
30- или
40-минутным
диском. Для
остальных же долгоиграющие
пластинки
были
средством откровенного
зарабатывания
денег.
Коньюнктура
грамзаписей
менялась:
если в начале
60-х политика
продаж была
сосредоточена
на
пластинках
малого
формата -
синглах, то Sgt. Peppers положил
начало
новому
подходу - он
продемонстрировал
возможности
альбома для
реализации
крупномасштабных
замыслов.
Группы,
скованные узкими
рамками
сингла, создавали
миниатюры. Альбом
же позволял
им писать
широкие полотна.
от
случайного
набора песен
к LP
как цельному
произведению
Rubber Soul стал
первым в ряду
альбомов,
показавших
миру новых
Битлз, -
вспоминает
Джордж
Мартин. До
того времени
мы
записывали
диски, которые
скорее были
собранием
синглов.
Затем мы
начали
рассматривать
альбомы как
самостоятельное
и самоценное
произведение
искусства. И Rubber
Soul явился
первым
альбомом,
созданным в
соответствии
с этой
концепцией.
Sgt. Peppers Lonely Hearts Club Band, первая
композиция,
как бы
представляет
концепцию
альбома и оркестр
клуба. Она выполняет
функцию
увертюры в
опере,
подготавливая
аудиторию к
последующим
событиям и
представляя
все
присутствующие
в
произведении
темы.
Точка
зрения
продюсера
Джорджа
Мартина на
альбом Abbey Road: Я пытался
заставить их
думать о
симфонических
формах и общем
впечатлении
от альбома,
например, о
сочетании и
контрасте
различных
композиций и
выражении
ими
определенных
образов.
от
одномоментных
произведений
к цепочке
В
коммерческом
плане Yellow Submarine стала
самой важной
композицией
альбома, так
как именно она
натолкнула
музыкантов
на идею
создания одноименного
мультфильма,
решившего
проблемы с
третьей
картиной, которую
Битлз
задолжали
компании
Юнайтед Артистc еще с
лета 1965-го.
Леннону
доставляло
удовольствие
наблюдать,
как люди
пытаются
интерпретировать
бессмысленный
текст песни I Am the Walrus. Он
наслаждался
процессом
записи
композиции,
которая потянула
за собой
цепочку
новых
экспериментов
в студии.
2.1.
От
европейской
музыкальной
традиции к общемировой
рага-рок,
арт-рок, джаз-рок,
симфо-рок
Первые
два альбома
Битлз Please Please Me
(апрель 1963) и With The Beatles
(ноябрь 1963)
показывают,
как внимательно
они
наблюдали за
тем, что творилось
в Америке.
Эти альбомы
состоят из 29
записей, из
них 16
композиций
Битлз (15
- Леннона и
Маккартни, 1 -
Харрисона),
остальные 13 -
американского
происхождения. Одна
из них -
классический
рок
Чака Берри Roll Over Beethoven.
Десять
песен были
напеты
черными
женскими
вокальными
группами и
почти совсем
неизвестны
в
Англии. Все
эти песни
отлично
подходили
под
вокальный стиль
Битлз: они
позволяли
делать
гармонию, переключать
вокалы,
совершать
перекликания
(как в
госпелз) или
характерные
для блюза
выкрики.
Битлз
подготовили
английского
слушателя к
такого рода
музыке...
Песня Please Mr. Postman достойно
завершает
первую
сторону
альбома With The Beatles,
где группа с
легкостью
демонстрирует
целый ряд
стилей,
включая соул,
рок и
балладу.
Американское
влияние
прослеживалось
и на альбоме Beatles For Sale. Из
14 записей 6
были
американскими,
причем 5 из
них
являлись данью
уважения
старым
мастерам чистого
рока. Однако,
это не
значит, что
Битлз не
хватало
оригинальности.
Напротив, они
были в высшей
степени
оригинальны,
но при этом
никогда не
скрывали
своих музыкальных
корней.
Многие
считают, что
музыка Битлз
- это смешение
стилей
рок-н-ролл,
поп-музыки и
ритм-энд-блюз;
но с 1964 г. еще
одной
составной
частью этого
сплава стала музыка
кантри.
Впервые это
влияние
проявилось в
песне I'll Cry
Instead из
третьей
пластинки и
уже
постоянно
ощущалось в
творчестве
группы на
протяжении
всего 1965 г.
Within You Without You
открыто
продемонстрировала
увлечение
Джорджа
индийской
культурой.
2.2.
От
современных
музыкальных
форм к широким
временным
заимствованиям
барокко-рок (XIX век),
регтайм и
фокстрот
(начало ХХ
века), эксперименты
со звуковым
фоном настоящего
времени
1966 г.,
Леннона и
Маккартни
сравнивают в
Таймс с
Бетховеном:
Интерес к гармонии
характерен
для их песен.
Создается впечатление,
что они
думают
одновременно и
о
гармонии, и
о мелодии -
настолько
органично
вплетены в
их
мелодии 7-е
и 9-е
ступени
мажорно-тонического лада, настолько
естественна
эолийская
каденция[19] в
финале
Not
A Second Time.
...
изящество
перехода от
одной
тональности в
другую
внутри песни,
возможность
модулировать.
Позже этот
вид
музыкального
сочинения в
Европе был
забыт. Джон
Леннон, без
сомнения
лидер Битлз,
совсем
непроизвольно
вернулся к
этой музыке
позднего
средневековья.
Если
современные
композиторы,
пишущие шлягеры,
упорно
использовали
одну и ту же
тональность,
то Леннон,
например,
спокойно переходил
из С-dur в B-moll.
И это было
революцией.
When I'm Sixty-Four -
добавление
кларнетов в
аккомпанементе
усиливает ощущение
атмосферы
начала века.
Your Mother Should Know
вдохновила
музыкантов
на один из
лучших эпизодов
фильма Magical Mystery Tour, где
Битлз, одетые
в белые
костюмы,
вальсируют
сверху вниз
по огромной
лестнице, - ни
дать ни взять
голливудский
мюзикл 30-х гг.
2.3.
От
традиционных
для рока инструментов
(гитары,
ударные,
орган) к
широкому
набору
(струнные,
духовые и т.д.)
Влияние
Дилана
налицо и во
многом
другом, начиная
от акустических
гитар в
аккомпанементе
и кончая губной
гармошкой...
В Got To Get You Into My Life Пол
Маккартни не
преминул
пройтись по
популярному
в 66-м
направлению
соул -
написал эту
замечательную
композицию,
добавив финальные
штрихи в виде
медной
группы из
пяти
музыкантов.
2.4.
От
одномоментного
представления
то, что сочинено,
к открытию
творческой
кухни (выпуск
архивных
записей,
студийных
экспериментов)
После
того как EMI издала
все
оригинальные
альбомы
Битлз на компакт-дисках,
у фирмы было
несколько
вариантов
выпуска в
цифровом
формате
оставшихся
песен. К
счастью, она
выбрала
наиболее здравый
путь, собрав
эти
композиции в
более или
менее
хронологическом
порядке на
двух
компактах. В
их числе
оказались
синглы, не
вошедшие в
альбомы
(включая
вещи,
отличающиеся
от альбомных
версий: Love Me
Do, Get Back и Let It Be, песни
из ЕР Long Tall Sally,
две
композиции 1964
г. на
немецком
языке, песня Bad Boy 1965 г.,
постоянно
избегавшая
участи
попасть на
пластинку, и
оригинальный
микс Across Tne Universe,
однажды уже выпускавшийся
на дешевом
благотворительном
LP.
3.
Формы и
направления
творчества
3.1.
От простого
использования
полученного
дарования к
развитию
творческого
потенциала.
Еще
в 1960 г.
ливерпульская
группа Quarrymen
(тогдашние
Битлз)
экспериментировали
с аранжировкой
песни
Маккартни Ill Follow The Sun,
сделав одну
из самых
первых
записей.
Простая, но
красивая
музыка
доказывает,
что у Пола
прирожденный
дар
сочинения
незабываемых
мелодий,
талант же
Джона
выковывался
долгой
практикой.
You Like Me Too Much - эта
композиция
отражает растущее
мастерство
Харрисона-вокалиста
и игру в
четыре руки
на
фортепиано
Пола и
Джорджа
Мартина.
3.2.
От
исполнения
произведений
других авторов
к своим
Среди прочих
новаторских
нововведений
Битлз было и
то, что члены
группы
начали сами
писать для
себя. Это
покончило со
старой
практикой,
когда продюсер
держал
исполнителя
за горло,
навязывая то,
что он,
продюсер,
считал потенциальным
хитом, а не то,
что
подходило
исполнителю.
Молодые
сочинители.
писали хиты для своих
групп,
причем
темы
песен все чаще выходили за рамки
стандартных требований к
поп-песне. В
поисках тем и
сюжетов некоторые
молодые сочинители
обратились к
собственному жизненному
опыту и
жизни своих
современников.
3.3. От
простого
копирования
исполняемых
другими
музыкантами
песен к их
улучшению
В 1963 г. американская звукозаписывающая фирма Motown довольно успешно начала продавать в Британии записи исполнителей музыки в стиле соул. Битлз мгновенно стали их поклонниками - об этом свидетельствует включение в альбом With The Beatles сразу трех последних хитов. Если Chains и Anna (Go To Him) из первого альбома были просто с энтузиазмом исполненными, но отнюдь не гениальными заимствованными песнями, то Twist And Shout, a позднее и Please Mr. Postman в исполнении Леннона были настолько хороши, что имитацией казались их оригиналы.
RocknRoll Music:
Битлз взяли
классическую
американскую
песню и буквально
изменили ее
до
неузнаваемости.
Оригинальная
запись в
исполнении
Чака Берри,
положившая
начало
рок-н-роллу
как
противовесу
скучной
музыке, оказалась
лишь намеком
на
потенциальную
мощь этого
жанра. А
Леннон смог
ее спеть так,
как она того
заслуживала.
3.4.
От
традиционных
ролей в
ансамбле,
устоявшейся
техники
исполнения,
музыкальных
стандартов к
экспериментам.
Маккартни
восхищался простотой
музыкальной
формы
композиции The Word:
Написать
хорошую
песню всего
лишь с одной
нотой, как Long Tall Sally,
очень сложно.
Здесь
следует
отметить две
незабываемые
детали
аранжировки Michelle припев
и нисходящий
пассаж на
бас-гитаре.
Позже Пол
объяснял
Марку
Льюисону: Я
никогда не
забуду, как
сыграл на
бас-гитаре
этот пассаж,
мне это
напомнило
Бизе. Это
просто изменило
песню.
В
композиции Taxman
присутствует
мощное
гитарное
соло,
исполняемое,
что
интересно, не
Джорджем, а Полом!
Пол
Маккартни:
Мне пришла в
голову мысль,
что мы
должны записать
альбом
другой
группы, - мы
просто представим
на время, что
играем не мы.
Это будет
небольшой
уловкой,
дающей нам некоторое
преимущество.
А на обложке
мы нарядимся
под ту,
другую
группу, в
совершенно неимоверные
одежды. Но
это будут
именно те наряды,
в которые мы
всегда
мечтали
облачиться.
3.5.
От
традиционной
формы:
написание
песен, запись
песен,
представление
песен на
концерте, к
новой -
одновременное
написание и
запись песен,
представление
песен на диске, т.е.
отказ от
рутинной
концертной
деятельности
Пол
записал Yesterday
без помощи
других
членов
группы -
инструментальным
аккомпанементом
стала его
собственная акустическая
гитара и
струнный
квартет,
приглашенный
Джорджем
Мартином.
Строчка
I'd love to turn you on
вызвала
запрет на
трансляцию
песни по британскому
радио. Но эта
пресловутая
строчка
дважды ведет
к
великолепному
крещендо в
исполнении
оркестра из
сорока музыкантов...
Hey Jude - На
запись песни
в Трайдент
Студиос у
Битлз и оркестра
из 36
музыкантов
на репетиции
ушло два дня...
3.7.
От формы
солист +
поддерживающая
группа к многоголосию
Трое из
них не
только
играли, но
зачастую и
пели все вместе.
Ведущего
певца фактически
не было, и
очень часто они
по очереди
делали
основной
вокал на одной
и той же
песне! Они
пели в унисон
и делали
гармонию.
Decca Audition, 1
января 1961 г. - первый
опыт работы
со
звукозаписывающей
индустрией
Лондона
закончился
неудачей.
Битлз не
удалось заключить
контракт с
фирмой Decca. Они
весьма скованны
и чувствуют
себя явно не
в своей
тарелке: Маккартни
перестарался
с вокальными
партиями, а Леннона
вообще
плохо слышно;
ударные
Пита Бэста
слишком
просты, и
только
Джордж
Харрисон
единственный,
кто выглядит
неплохо.
Ill Cry Instead -
несмотря на
кажущуюся
простоту
композиции,
музыкантам
было
довольно
сложно ее записать.
В конце
концов Битлз
уже не
пытались
исполнить
всю песню
сразу и разделили
ее на две
части, из
которых
Джордж
Мартин
сделал потом
одно целое.
Несколько
надмирное
звучание
композиции Im Only Sleeping
объясняется
такими
техническими
уловками, как
ускоренная
запись
вокалов
Леннона,
которые
доносятся как
бы из иного
мира, и проигрывание
гитарных
соло
Харрисона задом
наперед.
В
своих
домашних
студиях
Леннон и
Маккартни
занялись
созданием
своеобразных
сюжетов, сплетенных
из витков
пленки и
изобретенных
звуков.
Концепция Tomorrow Never Knows
принадлежала
Леннону и
родилась в
результате
прочтения им
Тибетской
книги
мертвых. Как
и Харрисон, Леннон
отметил
родство
восточных
духовных
учений и
впечатлений
от экскурсий
в мир галлюцинаций.
Маккартни
стал
инициатором
наложения почти
сверхъестественных
визгов и
подвываний,
заполнивших
песню.
Sgt. Peppers это шедевр
техники. Он
разрушил все
существовавшие
традиции:
песня
вплывала в
песню, один
образ
головокружительно
врезался в
другой,
звуковые
эффекты
сливались с
мелодией. На
слушателя
обрушивался
шумовой вал
новых звуков,
новых
эффектов,
новых
инструментов.
Это было и
есть
выдающееся
достижение. Но
в первую
очередь, это
триумф
техники - техники
записи,
техники
сочинения,
техники аранжировки.
Альбом
беспрецедентный.
Странный
альбом. Любопытная
смесь
простонародной
искренности
и мистицизма,
традиционных
форм и новаторских
приемов,
простых
чувств и
сложных
каламбуров.
Альбом - веха.
A Day In The Life
несомненно,
лучшая
попытка
сотрудничества
Леннона и
Маккартни. В
основном
песня написана
Ленноном, ее
сюжетом
стали эпизоды
из жизни
Джона, его
наблюдения и
размышления:
гибель друга
в
автокатастрофе,
газетная
вырезка о состоянии
дорог. За
паузой
следует
средняя часть
композиции,
исполняемая
Полом Маккартни,
- еще один
день, но уже
из другой
жизни; во
втором
случае -
фортепианный
аккорд,
звучащий примерно
минуту. Потом
мы слышим свист,
воспринимаемый
только
собачьим ухом
и финальную
какофонию
звуков,
завершающую
эту
потрясающую
композицию и
этот
великолепный
альбом.
Blue Jay Way была
трансформирована
Битлз в
экзотическое
и
таинственное
музыкальное
путешествие.
Голос
Харрисона намеренно
искажен
электронным
эффектом и
звучит как
будто из
потустороннего
мира. Записи,
проигрываемые
наоборот,
тянущий орган
и виолончель
- все это
придает
песне
несколько
восточный оттенок,
причем без
помощи
какого-либо
индийского
инструмента.
...ярко
взаимодополняющие
таланты
Леннона и
Маккартни в Penny Lane
Маккартни и Strawberry Fields
Леннона. Если
музыка Джона
как бы
замкнута в
его сознании,
то ощущение
от музыки
Пола
совершенно
иное: он
гуляет по
улицам
Ливерпуля с
улыбкой на
лице.
Ринго
добавил так
называемых
водяных звуков
а-ля Yellow Submarine.
Вторая
сторона Abbey Road -
стремление
создать
музыкальное
единство -
широкую
симфоническую
структуру,
каждый
элемент
которой работает на общую концепцию,
сложные приемы аранжировки и
звукозаписи -
и все это
сочетается с
юмором и
человечностью.
Across The Universe. Фил
Спектор взял
оригинальную
пленку, немного
замедлил
запись, стер
наложенные птичьи
голоса (см. Past Masters
II) и добавил
оркестр и
хор. В
результате
появилась
одна из
лучших композиций
Битлз,
полностью
оправдавшая
участие
Спектора в
творческом
процессе.
Конверт
альбома With The Beatles
(полутеневая
фотография
Джона,
Джорджа, Пола
и Ринго) на
целое
десятилетие
стал одним
из наиболее
копируемых
дизайнов.
Этот конверт
стал началом
активного
вовлечения
Битлз в
оформительство...
Обложка
Rubber Soul - еще
один пример
выпадения из
общего ряда. На
одном
образце
обложки фотография
была растянута
из-за
искажения
при
проецировании
слайда. Вот-вот,
это же именно
Rubber So-o-oul! Оставляем
так.
Для
обложки Revolver
отказались
от
оригинального
варианта, который
подготовил
Р.Фримен, и
обратились к
Клаусу
Вурмену. Он
сделал
отличную
работу обложка[22]
стала
классикой
оформления.
Sgt. Peppers был
необычным
альбомом во
многих
отношениях.
Насколько
мне
известно, это
была первая
пластинка с
текстами песен
на
конверте.
Раньше с
издателем
случился бы
апоплексический
удар, т.к. он
получал
большие доходы
от продажи
листовой
музыки.
Кажется, это был первый
диск с
обложкой,
раскрывавшейся
как альбом, -
во всяком
случае, один
из первых, по
крайней мере,
в роке. Это
был первый
альбом
с
вкладками-вырезками.
Впервые для
дизайна
обложки были
приглашены настоящие
художники (Peter Blake и его жена Jann Hawort).
Abbey Road, июль
август 1969 г. на
лицевой
стороне
конверта
напрочь отсутствовало
название
диска вещь
по тем временам
неслыханная...
3.10.
От простых
форм
представления
творчества
(диск,
концерт,
радио и ТВ)
обращение к
кино
(документальному,
художественному,
мультипликации),
к литературе
и живописи
(Леннон)
Предложение
сниматься в
кино было
сделано
группе
осенью 1963 г. - в
то время
Битлз едва ли
были
известны за пределами
своей родины,
фильм A Hard Days Night
решено было
делать в
черно-белом
варианте, и
потому он
оказался
низкобюджетным.
Отличный
сценарий
Алана Оуэна
заметно
выделялся
среди
аналогичных
работ в британском
поп-кино. Битлз
играли самих
себя,
подшучивая
над ситуациями,
в которых
оказывались -
в поездке, на
концерте и
репетиции
телешоу.
A Hard Days Night единодушно
получил
высокую
оценку[23]
зрителей и
критиков, был
представлен
к двум
наградам
Королевской
Академии
искусств.
Если A Hard Days Night был
черно-белым и
полудокументальным,
то Help!
взорвался
яркими
красками
фантастического
реализма. Он
снимался в
живописных
уголках
Англии,
Австрии и
Багамских
островов.
Лента была
тепло
встречена
критиками,[24]
сами Битлз
признавались,
что съемки в
фильме
доставили им
большую
радость.
Мультфильм
Yellow Submarine: Полуторачасовой
фильм
музыкальный
фильм-фантазия[25]
на тему
одноименной
песни
Леннона/Маккартни.
Битлз
вносили свои
предложения
в процессе
подготовки к съемках,
а в финале
появляются
живьем, приглашая
всех петь
вместе с
ними.
Magical Mystery Tour был первой
попыткой
Битлз
сделать
самостоятельный
фильм. Мысль
поставить
фильм-музыкальную
фантазию
возникла у
Пола Маккартни.
Фильм
представлялся
им как импровизация
с музыкой и
приключениями
без определенного
сценария и
отрепетированных
сцен.
В 1968
г. фильм был
раскритикован,
хотя через несколько
лет дал
хорошие
сборы в
кинотеатрах,
подтвердив
тем самым
первоначальное
заявление
Пола, что его замысел
опережает
свое время. А
еще через
несколько
лет все
сошлись в мнении,
что
критические
нападки на Magical Mystery Tour
были
несправедливы.
Рой
Карр,
исполнительный
редактор
влиятельных
музыкальных
журналов New Musical Express, VOX и
Melody Maker:
Великолепная
Четверка
была не
только величайшей
рок-группой
всех времен,
музыканты
были еще и
звездами
кино! Если
Битлз навсегда
изменили то,
как мы
слушаем
поп-музыку, то
тем же
образом
фильмы A Hard Days Night и Help! навсегда
изменили то,
как
поп-музыка
была
представлена
в кино.
3.11.
От
деятельности
только в
записи и
представления
музыки к
работе в
области
поиска новых
талантов в
музыке, в
моде, в
электронике (Apple Corp.)
В
паузах между
поездками в
Индию для
изучения
трансцедентальной
медитации,
они выработали
план
организации
корпорации Apple для
помощи
молодым
художникам,
поэтам, писателям,
дизайнерам,
музыкантам,
актерам, изобретателям, которым
отказывали
обычные
источники финансирования.
Apple
должна была
также заниматься
собственными
проектами
Битлз. Проект
Apple
свидетельствовал
о новом
образе
мышления
рок-звезд и о
том, как они
теперь
оценивали
себя и свое
место в мире.
9.
Устранение
вредных
факторов (НЭ)
взаимодействия
The Beatles с
Надсистемой -
Установление
факта, что
внешние
вредные
факторы (НЭ)
за счет изменения
(динамизации)
компонентов
The Beatles либо
исчезли, либо
потеряли
значение,
либо их действие
стало не
столь острым.
Все
приведенные
факты жизни и
творчества ансамбля
говорят: во
все периоды
творческой активности
возникавшие
проблемы
решались с
помощью
дарования
участников The
Beatles, за счет упорного
труда самих
музыкантов,
их технических
и творческих
помощников.
10.
Устранение
вредных
факторов (НЭ)
взаимодействия
внутри самих
The Beatles - Установление
факта, что
внутренние
вредные
факторы (НЭ)
за счет
изменения
(динамизации)
компонентов
The Beatles либо
исчезли, либо
не имеют
значения,
либо их
действие
стало не
столь острым.
О
решении
проблем
внутренних
свидетельствует
хотя бы то,
что, находясь
в зените славы,
Битлз
оставались
самыми
близкими друзьями.
Говоря
словами
Ринго, они
были
сиамскими
четверняшками,
инстинктивно
откликавшимися
на нужды и желания
друг друга...
11.
Улучшенные
существующие
The Beatles - Установление
факта
улучшения The Beatles
в целом.
Решение
проблем
внешних The Beatles и окружение
и внутренних
внутри The Beatles,
понятно,
выражалось в
улучшении (в
совершенствовании
и пр.)
ансамбля.
12.
The Beatles с
повышенной
идеальностью
- Установление
факта
повышения
идеальности
The Beatles (повышение
отношения
полезных
функций The Beatles к
затратным,
вредным).
Раз
внешние НЭ и
внутренние
НЭ устранены
или их
влияние
снижено, то
растет
величина
отношения
полезные
функции /
затраты, т.е.
идеальность The Beatles.
13.
The Beatles с
повышенной
жизнеспособностью
- Установление
факта
повышения
жизнеспособности
The Beatles: система
получает
преимущества
по отношению
к другим, не
изменившимся
(не измененным)
в лучшую
сторону
системам.
И как
результат
повышения
идеальности
повышение
жизнеспособности
ансамбля.
Жизнеспособности
во всех ее
проявлениях:
Чьи
песни в
одночасье
взлетают на
вершины хит-парадов
и
удерживаются
там неделями
и месяцами?
Песни The Beatles!
На
чьи концерты
поклонники
выстраиваются
в
многокилометровые
очереди и
приходят десятками
тысяч? На
концерты The Beatles!
Чьи
пластинки
раскупаются
миллионами?
Пластинки The Beatles!
Жизнеспособность
The Beatles
проверена
временем. 2000-й
год для EMI Recorded Music был
очень
успешным.[26]
В меняющемся
мире общий
объем
музыкального
рынка упал на
3.9%, а EMI Recorded Music
увеличила
продажи на 12.3%.
Число
альбомов, проданных
тиражом
более
миллиона, в 2000
году составило
30, а The Beatles 1,
распроданный
во всем мире
в количестве
22 миллионов
копий, стал
наиболее
быстро распродаваемым
альбомом
всех времен...
Пожалуй,
достаточно...
[1]
Захаров А.
Универсальная
Схема
Эволюции. - 2-я
ред. испр. и
доп. - Бостон, 2000. - 37
с. - (60.041 З-38). -
Рукопись деп.
в ЧОУНБ 12.9 2000 № 2595.
[2]
Почитателем
творчества
которого
автор настоящего
исследования
является с 1965 г.
[3]
Проект
Антология -
видеофильмы
и серия CD с
архивными
записями (1995 г.),
книга (2000 г.).
[4]
Джон
Робертсон.
Полный путеводитель
по музыке "The Beatles".http://lib.ru/SONGS/BEAT/guidetour.txt.
Эта
чрезвычайно
информационно
насыщенная
работа взята
за основу.
[5] Но
были и
организационные,
и
технические,
и
психологические
и т.д.
[6]
Поэтому к
Битлз не
очень-то и
применима формулировка
пониженная
жизнеспособность.
Можно
сказать, что ...
когда они
были Битлз, то
речь просто
не могла идти
о пониженной
жизнеспособности.
А когда речь
о пониженной
жизнеспособности
все-таки
зашла, они
уже не были
Битлз.
[7] По
выражению
самих Битлз, to turn you on
(слова из
композиции A Day In the Life, диск Sgt. Peppers)
[8] Как
часто мы
слышали
слова
об наэлектризованной
атмосфере
начала 60-х!
Что-то должно
было
произойти.
[9]
Переход к этому
блоку
обязательно
реализуется
позднее, во
всем их
последующем
творчестве. А
особенно,
когда Битлз в
августе 1966 г
решительно
отказались
от концертов.
Вот тогда
пришлось
меняться,
чтобы не
потерять
аудиторию. И
последующие
альбомы
доказали
Леннон (вместе
с Маккартни)
жил, Леннон
жив, Леннон будеть
жить...
[10]
Пример: живые
Битлз вместе
с
рисованными
в заключительных
кадрах
мультфильма Желтая
субмарина.
[11] Этот
пункт тоже
реализуется
позднее: уж
чего-чего, а
самых
неожиданных
объединений
(музыки и слов,
инструментов,
стилей и
жанров...) в
творчестве
Битлз будет
предостаточно.
[12] Здесь
надо
понимать
условность
приведенной
терминологии.
Шарниры и
эластичность
- переход от
слишком
прямолинейных
мелодий к
сложным
гармониям.
Вспомним
эолийские каденции
и
мелодический
строй a la G.Mahler,
которые в 1963 г. интуитивно
использованы
Ленноном в
композиции Not A Second Time!
[13] За
этим
прячется
доведение до
автоматизма,
по крайней
мере,
исполнение
произведений.
Тогда
возможны
замены без
потери
качества (в
практике
Битлз такое
было).
[14] Это
относится к любому
(!) свойству The Beatles,
например,
прическа,
манера общаться
с
журналистами
и т.д. - каждое
из них можно
прогнать по
Универсальной
Схеме Эволюции.
И таким
образом
увидеть
возможные пути
совершенствования
этих свойств
для
достижения
успеха ансамбля,
для его
выживания в
бурном море
рока...
[15]
Вспомним
знаменитые
записки-инструкции
Брайена
Эпстайна
участникам
ансамбля явный
переход от
творческой
вольницы к
алгоритму
успеха.
[16] Чтобы
не было
совпадений с
аналогичными
акциями
друзей-соперников,
например, The Rolling Stones.
[17] Видно,
что
источником
могло
служить что
угодно, это
свойственно
очень
неординарным
личностям.
[18] В
течение всей
своей
карьеры в
группе Джордж
не написал ни
одной песни о
любви со счастливым
концом: все его
романтические
изыскания
пронизаны недопониманием
и ужасающей
перспективой
монотонности
отношений.
[19] Последовательность
аккордов,
которой завершалась
Песнь Земли
Густава
Малера.
[20] Песня
записана 21
октября 1965 г.
[21] Точно
по УСЭ.
[22]
Премия Grammy в 1966 году.
[23]
Съемки
обошлись в 600
тыс.
долларов, а
доход составил
более 5.5. млн.
рекордная
сумма для
рок-музыкального
фильма.
[24]
Кинофильм
завоевал
первый приз
на международном
кинофестивале
в
Рио-де-Жанейро
в сентябре 1965 г.
[25] Лента соединяет
в себе законы
жанра
мультипликации
с блестящими
пародями на
разные школы
и стили в
искусстве. Битлз,
ожидавшие
увидеть
очередную
глупость, а не
нечто
близкое к
искусству, были
восхищены
мультфильмом.
[26]
http://www.emigroup.com/financial/annrep2001/pdf/06_15.pdf
[27] Как
верно сказал
Боб Дилан:
Времена, они
меняются... .