Универсальная Схема Эволюции и The Beatles

 

А.Захаров

 

Универсальная Схема Эволюции (УСЭ) является общей Схемой этапов изучения и совершенствования систем.[1] Для краткого знакомства с подходом отметим, что Схема сделана на основе:

        материалов по Теории Решения Изобретательских Задач Законам Развития Технических Систем, ТРИЗ-ЗРТС;

        информационного фонда, собранного и организованного в виде картотеки, по научно-технической, экономической, политической, педагогической, философской и др. тематике;

        опыта использования ТРИЗ-ЗРТС для изучения и совершенствования технических и нетехнических (организация производства, структуры управления, педагогика, защита информации, наука и др.) систем.

Применение подхода показало, что Схема обладает полнотой: набор блоков Схемы достаточен для представления полного цикла совершенствования объектов; и универсальностью: последовательность блоков отражает эволюцию любых объектов Природы.

Феномен ансамбля The Beatles[2] - пример эволюции музыкального коллектива. Пример тем более интересный, что эволюция продолжается даже через 30 лет после распада! появляются новые старые записи, факты и комментарии.[3] И тем интереснее проверить с точки зрения Схемы как укладываются вновь обнародованные факты в линии развития на Схеме, т.е. сделать не предсказание, а послесказание.

Данной работой автор преследует несколько целей:

        познакомить заинтересованных читателей с Универсальной Схемой Эволюции

        показать, как УСЭ работает, помогая разобраться в хитросплетениях эволюции весьма сложных систем, и

        отразить множество сторон (линий, граней и т.д) эволюции системы под названием The Beatles...


Предисловие[4]

Битлз произвели революцию в поп-музыке 60-х. Именно в этом мы находим единственно возможное объяснение такой ошеломляющей карьеры.

...Битлз поистине спасли поп-музыку, превратили ее в Искусство. Это и стало главной причиной невероятного успеха музыкантов.

Работая в условиях неимоверного напряжения, Битлз выпустили тринадцать великолепных альбомов и более двадцати синглов - и это немногим более чем за семь лет. Они обеспечили звуковой дорожкой целое поколение, записав около 200 самых выдающихся композиций нашего времени.

Музыканты постоянно расширяли палитру современной поп- и рок-музыки, органически дополняя ее проникновенной лирикой фольклорных исполнителей типа Боба Дилана, психоделическими экзерсисами музыки Западного побережья США, мелодиями фолк-рока, элементами блюза и кантри, - и при этом оставались самими собой.

Битлз были оригинальными и смелыми экспериментаторами в истории рока - всегда готовыми выйти за пределы стандартов. Включив в свои композиции элементы всех направлений популярной музыки, а также классики, они вернули заимствованное сполна и тем самым вдохновили исполнителей рока, джаза, ритм-энд-блюза, кантри и других музыкальных течений так, как это вряд ли кому удастся сделать в будущем.

Моду, жаргон и манеры Битлз имитировали миллионы. Музыканты установили новый социальный распорядок в самом отчаянном и предприимчивом десятилетии нашей эпохи.

Немногие художники оказали сколько-нибудь заметное влияние на последующие поколения. Чтобы произведение существовало более 20 или 30 лет после смерти художника, необходим не только талант, но и везение. Все же остальное - во власти Бога. Однако в отношении Битлз - и это единственный в истории поп-музыки XX века случай - мы можем сказать точно, что их музыка будет жить вечно.


 


 


Описание эволюции The Beatles по Универсальной Схеме

1.      Пониженная жизнеспособность The Beatles - Выявление проблемы, угрожающей выживанию The Beatles.

Для многих исполнителей достаточно появления всего лишь одной проблемы, точнее неспособности решения всего лишь одной проблемы, чтобы исчезнуть без следа. Сколько было их сочинителей и/или исполнителей одной-двух композиций, коллективов, сумевших записать одну пластинку или выступить с одним концертом?!

Но в истории рок-музыки всегда находились коллективы и отдельные исполнители, которые проблемы решали, прежде всего, конечно, творческие - музыкальные,[5] и тем заслуженно остались в памяти поклонников. А с The Beatles, как показывает предлагаемый ниже материал, - особая история. Они оказались настолько многогранными в творческом отношении, что для распада должно было накопиться изрядное количество нерешаемых проблем. Причем эти нерешаемые проблемы в большей части были проблемами не внутри ансамбля, а ансамбля и изменившегося времени, изменившегося общества. Такие проблемы вообще мало кто умеет решать. Ведь не даром существует фраза: Уйти вовремя....

Еще раз обратимся к предисловию: Немногие художники оказали сколько-нибудь заметное влияние на последующие поколения. Чтобы произведение существовало более 20 или 30 лет после смерти художника, необходим не только талант, но и везение. Все же остальное - во власти Бога. Однако в отношении Битлз - и это единственный в истории поп-музыки XX века случай - мы можем сказать точно, что их музыка будет жить вечно.[6]

И все-таки пройдем по Универсальной Схеме Эволюции, применив искусственный прием, обращение задачи по Злотину. Найдем гипотетические причины невыживания The Beatles, если рассмотрим все творчество ансамбля со знаком минус - The Beatles умерли бы как творческий коллектив, если бы НЕ СОВЕРШИЛИ ПЕРЕХОД:

         от любовной темы к общесоциальным проблемам (войны, бедность, цель существования) и проблемам внутреннего мира человека (неустроенность, страх и пр.)

         от музыки к политике, морали и т.д.

         от примитивного рока к симфонизму

         от европейской музыкальной традиции к общемировой рага-рок, арт-рок, джаз-рок, симфо-рок

         от современных им музыкальных форм к широким временным заимствованиям барокко-рок (XIX век), регтайм и фокстрот (начало ХХ века)

         от формы солист + поддерживающая группа к многоголосью

         от исполнения произведений других авторов к своим

         от исполнения произведений взрослых авторов для молодежи к произведениям ровестников для ровестников

         от традиционных для рока инструментов (гитары, ударные, орган) к широкому набору (струнные, духовые и т.д.)

         от традиционной техники звукозаписи (несколько проб, 2-4-дорожечный магнитофон) к экспериментам (многодорожечный магнитофон, многократные наложения, искажения, использование обратного хода записи, использование различных эффектов фидбэк, фэйд-ин, хаотичная склейка и т.д.)

         от традиции творческого процесса сочинение запись к сочинению прямо во время сессии, к соединению разных песен в одну

         от простых форм представления творчества (диск, концерт, радио и ТВ) к обращению к кино (документальному, художественному, мультипликации), к литературе и живописи (Леннон)

         от деятельности только в записи и представления музыки к работе в области поиска новых талантов в музыке, в моде, в электронике (Apple Corp.)

         от формата пластинки на 2 песни (сингл) и 4 песни (EP) к многопесенному LP

         от случайного набора песен к LP как цельному произведению

         от традиционной формы работы: написание песен, запись песен, представление песен на концерте, к новой в виде отказа от концертной деятельности

         от одномоментного представления то, что сочинено, к открытию творческой кухни (выпуск архивных записей, студийных экспериментов)

         от ориентирования творчества на один возрастной или социальный слой к обращению к обществу в целом

         от простого копирования исполняемых другими музыкантами песен к их улучшению

         от простого использования полученного дарования к развитию творческого потенциала

         от традиционных ролей в ансамбле, устоявшейся техники исполнения, музыкальных стандартов к экспериментам

         от одномоментных произведений к цепочке

         от случайной структуры произведения (песни, альбома, цикла и пр.) к простой, а потом к сложной

         от традиционного оформления пластинок к постоянному поиску новых выразительных средств и художественных решений

Список новаций Битлз просто ошеломляет! Для успешной музыкальной карьеры какого-нибудь среднего ансамбля было бы достаточно отличиться в каких-то двух-трех направлениях (областях). Можно поискать в доступных источниках по истории рока примеры типа: группа отличалась экстравагантным поведением на сцене или группе удалось органично сочетать современные ритмы и музыку ... надцатого века.

2.      Пониженная идеальность The Beatles - Выявление пониженной идеальности The Beatles: пониженной величины отношения полезных функций The Beatles к затратным, вредным.

В искусственно созданном списке пусть одна из нерешенных проблем будет такой: исполнение произведений взрослых авторов для молодежи.

В конце 50-х гг. молодежные проблемы, а на самом деле высосанные из пальца взрослыми дядями-сочинителями и исполнителями типа Билла Хейли, все меньше и меньше трогали молодежь. Функция музыканта заинтересовать (увлечь, взволновать[7]) своим творчеством аудиторию, - выполнялась все хуже. А затраты на записи, на организацию концертов, на поддержание имиджа, вероятнее всего, меньше не становились. Поэтому в ТРИЗовском смысле идеальность таких исполнителей падала.

В итоге молодежь, становящаяся все активнее и самостоятельнее (на подходе 60-е годы!), отворачивается от таких исполнителей. И судьба их понятна на свалку рок-истории, т.е. невыживание по блоку 1 Универсальной Схемы Эволюции.

3.      Создание новых The Beatles (если The Beatles с нужной функций либо не существуют, либо у существующих The Beatles нет ресурсов) - Создание новых The Beatles, для которых возникшая проблема выживания по выявленным факторам либо исчезает вообще, либо не имеет значения, либо не так остра.

Да, нужны были новые исполнители, которые сами были бы молодыми, были бы своими в молодежной аудитории. И они появились...

Этому блоку соответствует Закон полноты частей ТС: наличие необходимого набора элементов ансамбля как системы, связей между элементами, обладающими хотя бы минимальной работоспособностью.

Что касается последнего условия - работоспособность, то с этим у The Beatles все было в порядке. Пол Маккартни: В Гамбурге мы играли по восемь часов в день - никто из музыкантов не работал столько.

У Битлз с 1963 по 1965 год не было практически ни одной возможности по-настоящему отдохнуть, музыканты находились на гастролях почти весь 1963 г. Возвратившись из первой поездки по США, Битлз вынуждены были работать по неимоверно жесткому графику - у них было лишь две недели на то, чтобы сочинить и записать песни для фильма, а оставшиеся композиции для альбома пришлось создавать уже во время съемок.

Джон: В ранние времена мы делали пластинку за 12 часов. Каждые 3 месяца от нас требовали сингл, и нам приходилось сочинять песни для него или в автобусе или в номере отеля.

Снова вернемся к полноте частей. Так, потребности молодежной среды были источником энергии[8] для тех, кто эти потребности чувствовал, двигателем понимание этих потребностей, трансмиссией потенциал участников, а рабочим органом то, что сумели создать The Beatles композиции (слова и музыка), манеру держаться на сцене, одежду; вообще все то, что получило отклик молодежной аудитории в виде начавшейся в 1963 г. битломании.

4.      Улучшение существующих The Beatles (если у The Beatles есть ресурсы) - Такое изменение существующих The Beatles, при котором возникшая проблема выживания по выявленным факторам либо исчезает вообще, либо не имеет значения, либо не так остра.

Ну, такого явления в музыке как The Beatles на тот момент еще не существовало, поэтому реализовался блок 3 Универсальной Схемы.[9]

5.      Объединение существующих The Beatles - Как правило, мы используем этот путь, когда по крайней мере одна из систем не имеет ресурсов. Так мы выявляем возможности их объединения (симбиоза).

Объединять пока нечего, The Beatles только-только появились. Вот пото-о-о-м.... Все-таки забежим вперед с коротким замечанием: список новаторских направлений это и есть объединение всех достижений, которые смогли реализоваться в рамках ОДНОГО ансамбля.

Теперь чисто формальное ТРИЗовское замечание к объединению систем в бл. 5 УСЭ: объединяющиеся The Beatles могут быть одинаковыми (однородными); со сдвигом в характеристиках[10] (сюда входят и альтернативные); могут быть разнородными и антисистемами (???)[11].

Количества объединяемых (объединяющихся) систем: би-The Beatles, поли-The Beatles.

Ну, теперь приступим к основной части исследования: The Beatles образовались, заслужили первые аплодисменты своими музыкальными находками, нестандартным поведением, имиджем...

А что дальше? Ведь публика пресыщается ой как быстро! А вот что...

6.      Выявление вредных факторов (нежелательных эффектов) взаимодействия The Beatles с Надсистемой Поиск внешних НЭ между компонентами (элементами и/связями) The Beatles и надСистемой.

Здесь снова работает список из блока 1 УСЭ, только представить его надо как список рассогласований между тем, что музыканты предлагают и что ждет аудитория.. Приведем лишь часть списка, слегка изменив формулировки, чтобы подчеркнуть рассогласовние, к виду: Молодежь ждет _____, а музыканты предлагают _____...

         Молодежь ждет обращения к общесоциальным проблемам (войны, бедность, цель существования) и проблемам внутреннего мира человека (неустроенность, страх и пр.), а музыканты предлагают любовную тему

         Молодежь ждет перехода к политике, а музыканты предлагают только музыку

         Молодежь ждет перехода к симфонизму, а музыканты предлагают примитивный рок

         Молодежь ждет перехода к общемировой музыкальной традиции рага-рок, арт-рок, джаз-рок, симфо-рок, а музыканты предлагают только европейскую музыку

         Молодежь ждет широких временных заимствований барокко-рок (XIX век), регтайм и фокстрот (начало ХХ века), а музыканты предлагают только современные музыкальные формы

         Молодежь ждет многоголосия, а музыканты предлагают традиционную форму солист + поддерживающая группа.

         Молодежь ждет от ансамбля собственных произведений, а музыканты предлагают произведения других авторов

         и т.д.

Конечно, это несколько прямолинейные формулировки. Слушатели часто не осознают и никак не выражают свои желания. Но если поставить вопрос по-другому: Чего не хотят слушатели?, то становится понятно они не хотят одноообразия. А отсюда до ответа нужны эксперименты с тематикой, стилями и жанрами, репертуаром, сценическими образами и т.д. рукой подать...

ТРИЗовское замечание. Деление на внешние и внутренние НЭ принципиально важно. В поиске и устранении в первую очередь внешних НЭ, т.е. рассогласований прежде всего рабочего органа системы с элементами надСистемы (внешней среды), проявляется Закон неравномерного развития Системы (или закон опережающего развития рабочего органа Системы).

И мы действительно отловили те НЭ, которые действительно ухудшают взаимодействие Системы с надСистемой - ансамбля со своими слушателями.

7.      Выявление вредных факторов (нежелательных эффектов) взаимодействия внутри самих The Beatles - Поиск внутренних НЭ, т.е. рассогласований между элементами и/или связями внутри The Beatles.

На этом шаге долго оставнавливаться не будем. Понятно, что внутренние НЭ это рассогласование между темой песни и мелодией, между инструментами и техничностью музыкантов, между музыкальными идеями и уровнем техники звукозаписи...

В конечном счете, внутренние НЭ через причинно-следственные цепочки реализуются в виде НЭ внешних, т.е. в виде рассогласований между тем, что ансамбль предлагает и тем, что от него ждут слушатели...

8. Изменение компонентов (элементов и/или связей) The Beatles

Блоку 8 соответствует Закон повышения динамичности Системы, который реализуется:

        количественными и/или качественными изменениями элементов и/или связей Системы переход от жестких элементов к элементам с шарнирами и эластичным,[12] переход с макро- на микроуровень (использование все более глубоких свойств материи - мелодии), вытеснением человека[13] из Системы

        изменением свойств[14] Системы, например, управляемости[15]

        изменением временнЫх процессов в Системе переход к периодическим, импульсным, резонансным и т.д. процессам это ничто иное, как планирование основных акций группы просчитывание наиболее оптимального срока выпуска диска,[16] сроков гастролей, времени выхода фильмов и т.д.

        пространственными изменениями Системы тщательная разработка маршрутов гастрольных поездок.

Изменение (динамизация) компонентов (элементов и связей) Системы все это и подразумевает. Причем, любое изменение, а не только с разрешением противоречий.

А теперь самое время показать, что и как The Beatles меняли (динамизировали) не в ответ на изменение настроений и желаний слушателей, а заранее, идя впереди запросов, которые у слушателей еще даже не оформились. Поэтому ансамблю не пришлось выживать в привычном смысле этого слова, своим творчеством The Beatles обгоняли процесс спада интереса к ним. В этом, на мой взгляд, заключается секрет их успеха...

Для определенности творчество The Beatles разделено на 3 крупных направления, которые затем исследованы более детально.

1. Источники песен, тематика

1.1. Источники песен[17]

Do Your Want To Know a Secret? - Идея пришла от стишка, который мама напевала мне, когда мне было год или два. Тогда она еще жила со мной. Это был стишок из диснеевского мультфильма: Хочешь, я скажу тебе один секрет? Обещай никому не рассказывать. Ты стоишь у колодца, исполняющего любые желания. Этот стишок застрял у меня в голове, я написал такую песню и отдал ее Джорджу, чтобы он спел ее.

Lucy In The Sky With Diamonds - фантазия в стиле Алисы в стране чудес, скорее всего, навеянная впечатлениями от рисунка сына Джона - Джулиана, который тот принес из детсада.

Being For The Benefit Of Mr. Kite шедевр изобретательности Джона Леннона. Он превратил в стихи текст старой цирковой афиши...

Вдохновленный рекламным роликом кукурузных хлопьев фирмы Келлогг, Джон Леннон сочинил превосходный сатирический сюжет на тему современной городской жизни Good Morning, Good Morning...

Харрисона было достаточно времени, чтобы обратить свое беспокойство и раздражение в композицию Blue Jay Way

Для композиции Savoy Truffle Харрисон позаимствовал часть текста прямо с шоколадной коробки.

Mean Mr. Mustard была фантазией Леннона, которая родилась после прочтения им газетной статьи об одном необычайно жадном человеке.

She Came In Through The Bathroom Window - темой является попытка ограбления дома Пола Маккартни

1.2. Переход от любовной темы:

          к общесоциальным проблемам (войны, бедность, цель развития), к политике, морали и т.д.

Несмотря на многолетнее стремление менеджера Битлз Брайена Эпстайна удержать музыкантов от комментариев в области политики, в 1966 г. они начали высказываться по многим проблемам, и в частности по поводу войны во Вьетнаме.

Во время первой сессии звукозаписи White Album они запечатлели на пленке последнюю 10-минутную композицию Джона, которую можно рассматривать скорее как открытое политическое заявление в поддержку позиции основных коммунистических партий в вопросе о студенческих волнениях в Париже

Revolution 1 задумывалась как сингл, но не сразу им стала. Джон Леннон убедил Битлз попробовать еще раз, переложив на жесткий электронный ритм свой текст на тему мировых восстаний.

Get Back задумывалась как иронический комментарий по поводу британской внешней политики. Под первоначальным названием No Pakistanis (Нет пакистанцам) она подвергла осмеянию расистские взгляды...

Песни должны быть как газетные статьи, сказал Джон Леннон в 1970 г. The Ballad Of John And Yoko как раз и стала репортажем с передовой, где проходили бои между молодоженами Леннонами и силами закона и порядка, не желающими иметь в своих столицах публичных постельных сцен с участием осужденных наркоманов.

Говоря об эволюции своих взглядов на творчество, Джон подчеркивал: Неужели нельзя переплюнуть Бетховена, Шекспира, да кого угодно? Я всегда размышлял над этим и втайне мечтал сочинить песню, заменившую бы We Shall Overcome. Почему же никто не напишет для людей новый гимн о свободе и мире? Писать для народа, сочинять для него песни, чтобы люди могли выйти с ними на улицы и петь в автобусах, - вот, что мне и нам всем сейчас нужно делать. Сочинять такие песни, а не только любовные.

          к проблемам внутреннего мира человека (неустроенность, страх и пр.)

Если музыка Битлз с самого начала была мелодичной и самобытной, то тематика и слова ранних песен новизной не отличались, не выходя за рамки традиционных шлягеров. В ранние годы мы не обращали внимания на текст, достаточно было, чтобы песня имела хоть какое-то подобие темы: она любит тебя, она любит его, они все любят друг друга. Нам было важно общее звучание и изюминка в песне.

Во время первых гастролей ансамбля по США Битлз познакомились с американским музыкантом Бобом Диланом, одним из первых, кто предпочитал попытку предать рок-музыке осмысленность и поэтичность. Благотворное влияние Дилана на творчество Джона тех лет не вызывает сомнения. Это признавал сам Леннон: Дилан вечно говорил мне: Прислушивайся к словам, парень. Я отвечал: Не могу, я прислушиваюсь к звучанию. Но затем я переломил себя - стал человеком слова.

Забудьте историю о том, что Джон Леннон начал петь о себе, когда пристрастился к наркотикам. Послушайте слова композиции There Is A Place (LP Please Please Me, записана 11 февраля 1963 г.) и вы найдете в них первую попытку самоанализа: Есть место, куда я могу пойти, если мне плохо и грустно. Это - мое воображение, и там мне никогда не бывает одиноко - There's a place where I can go, when I feel low, when I feel blue. And it's my mind and there's no time when I'm alone. Никто, даже Боб Дилан, не писал таких песен в 1963 г.

I'll Cry Instead открыла целое направление в творчестве Битлз, создавая новый имидж Джона - героя-романтика, сидящего, оперев голову на ладони, и погрузившегося в океан скорбных мыслей. Эта поза вины и печали наложила характерный отпечаток на творчество Леннона в последнее десятилетие его жизни.

Песня I Am a Looser явилась важной вехой на пути, пройденном Битлз. Вместо того чтобы ставить себя на чье-то место, - объяснял Леннон, - я пытался выразить свои чувства. Я думаю, что Дилан помог мне в этом.

Babys In Black композиция, в которой романтика соседствует с глобальной философской проблематикой...

In My Life - моя первая песня, где я сознательно пишу о своей жизни. Она началась как путевые заметки в автобусе от моего дома, на Менлав Авеню 250, к центру города. Я там вспоминаю все места, какие только мог вспомнить. И тут пришла вся эти стихи про друзей и любовниц прошлых лет.

Единственные правдивые песни, которые я сочинил, были Неlр! и Strawberry Fields Forever, - откровенничал Джон Леннон в 1970 г. Они были почерпнуты из моего опыта. Я не пытался ставить себя в какую-то надуманную ситуацию, пытаясь потом красиво ее описать, - это всегда казалось мне фальшью. Слова настолько же хороши сейчас, насколько были хороши раньше. Теперь мне приятно сознавать, что я оказался достаточно благоразумным в то время, пытаясь понять себя.

Youve Got To Hide Your Love Away. В этой песне Джон выражает свои личные чувства. И по-прежнему для Леннона композиции, что называется, идущие от сердца слова, непременно связаны с описанием романтического разочарования.

You Like Me Too Much - эта композиция Джорджа Харрисона была, первой в истории рока, рассказывающей о том, что Он и Она не любят друг друга, но у обоих нет смелости уйти первым.[18] Подобную несентиментальную трактовку темы любви мы вновь увидим в песне If I Needed Someone в следующем альбоме группы.

На альбоме Help! Битлз позволили себе создать целую коллекцию романсов для тинэйджеров. К тому времени, когда они вновь собрались в конце 1965 г. для записи следующего альбома Rubber Soul, в их песенном творчестве уже преобладала концепция интимного признания.

Я действительно считаю, что Yesterday моя лучшая песня, - сказал Пол Маккартни в 1980 г. Она была одной из самых искренних песен из всех, когда-либо мной написанных.

Духовные блуждания Джорджа Харрисона немного позже вылились в отдельный жанр песенного творчества. Think For Youself стала первым признаком того, что у Харрисона появилась своя манера, предлагающая в качестве панацеи от всех бед изучение сознания и Вселенной.

Сочиненная за ночь для последней сессии звукозаписи, композиция Girl показала, как далеко Джон Леннон ушел от I Feel Fine, сочиненной годом раньше. Песня была о девушке, которую многие из нас постоянно ищут... Я также пытался выразить некоторые свои мысли о христианстве, которое в то время не принимал. Girl - редкое сочетание противоположных чувств - влечения и отвращения...

Im Looking Trough You - впервые Пол Маккартни выразил в песне очень личные чувства. Отношения с его возлюбленной Джейн Эшер дали трещину, и композиция стала своего рода реакцией на это - наполовину сожалением, наполовину укором.

Вместо обычных любовных историй, которыми славились ранние композиции Битлз, в 66-м группа предложила уже композиции-исследования человеческого сознания, в том числе и его теневых сторон.

Taxman была протестом - в своей песне Джордж прошелся как по консерваторам, так и по лейбористам.

Tomorrow Never Knows - Почти через пять месяцев после того, как Битлз записали финальные вокалы очаровательной I'm Looking Through You, музыканты вернулись в студию, чтобы создать трехминутную композицию, которая повествовала о смерти индивидуального сознания и триумфе вселенского духа за гранью бытия.

На альбоме Sgt. Peppers жанрово-тематическое разнообразие песен Леннона варьировало от фантазий до открытых признаний, то стиль Маккартни менялся несколько иначе - от романтического до очаровательно-загадочного.

В 1967 г. международные организации объединили усилия в программе Our World в международное телевизионное шоу, которое транслировалось в прямом эфире. Битлз были приглашены для участия в британской части шоу и должны были исполнить новую песню. Джон Леннон написал All You Need Is Love - своего рода апофеоз вселенскому единению, ставшую гимном 60-х гг.

Happiness Is A Warm Gun - творение Леннона, которое звучит так, будто исходит из самого сердца. Намеренно лишенное лирики, оно трактовалось Джоном как своего рода крик любви к Йоко Оно.

Противоположные чувства испытывал Джон к Across The Universe. Это один из лучших текстов из когда-либо мной написанных (Леннон, 1970 г.) Это хорошая поэзия, как бы вы ее ни называли. Я люблю стихи, которые могут существовать как самостоятельные тексты, без музыки. Представляющий собой лирический поток сознания, текст композиции относится к так называемой самодостаточной поэзии, которую можно рассматривать как гимн, воспевающий музу, давшую ей жизнь.

Последний сингл Битлз и наиболее сильная композиция, записанная во время сессий альбома, Let It Be - прекрасный образец духовного творчества Пола Маккартни.

1.3. От ориентирования творчества на один возрастной или социальный слой к обращению к обществу в целом молодым и старым, рабочим и интеллигенции, к разным нациям

Битлз были умнее (многих других авторов текстов и музыки), и этим, конечно, тоже привлекали к себе. Но главное, чем они привлекали - это не умом, а своей музыкой. Средние классы начали слушать Битлз только после того, как один критик в Таймс написал, что в Not A Second Time использованы эолийские каденции, то есть после того, как их музыке приклеили какой-то ярлык.

1.4. От случайной структуры произведения (песни, альбома, цикла и пр.) к простой, а потом к сложной.

          новые структуры песен

I Want То Hold Your Hand сделала Битлз феноменально известными, подняв их на первые места в хит-парадах США и многих стран мира. Хорошо продуманная структура композиции имеет спад напряжения в середине куплета, ведущий к кульминационной строчке I can't hide (He могу скрыть)...

Леннон не обходился стандартной схемой, по которой за восемью основными тактами и их повторением всегда следовали восемь тактов средней части и, наконец, вновь первые восемь тактов. Леннон играючи нанизывал в один ряд группы из пяти, семи, восьми, одиннадцати и тринадцати (!) тактов. Таким образом построена, например, венгерская или индийская музыка. Многие композиторы поп-музыки переняли этот прием у Леннона.

          соединение разных песен в одну

На первой стороне сингла Day Tripper была выпущена и композиция We Can Work It Out, состоящая из двух незаконченных песен и представляющая противоположные подходы Леннона и Маккартни к музыке и жизни...

Baby You're A Rich Man - мы просто сделали из двух песен одну, так же как и в случае с A Day In The Life, - признался позже Леннон...

В альбоме Abbey Road попурри, берущее начало с песни You Never Give Me Your Money и заканчивающееся композицией The End пятнадцатью минутами позже - настоящий шедевр поп-музыки. Оно каскадирует целой серией неожиданных поворотов, мини-припевов и тем, сотканных в единое полотно мелодии и звука. You Never Give Me Your Money сильнейшая из всех составных попурри. В течение четырех минут звучат пять различных частей, естественным образом связанных между собой. Carry That Weight звучит так, как будто была записана одновременно с The End, хотя последняя и была фактически наложена на фэйдаут предыдущей...

          от формата пластинки на 2 песни (сингл) и 4 песни (EP) к многопесенному LP

Общепринятым в поп-музыке того времени был трехминутный сингл, или сорокапятка (single или SР), на которую записывались две композиции. Только солидные исполнители, типа Франка Синатры или Эллы Фитцжеральд, могли позволить себе заявить о своих артистических способностях 30- или 40-минутным диском. Для остальных же долгоиграющие пластинки были средством откровенного зарабатывания денег.

Коньюнктура грамзаписей менялась: если в начале 60-х политика продаж была сосредоточена на пластинках малого формата - синглах, то Sgt. Peppers положил начало новому подходу - он продемонстрировал возможности альбома для реализации крупномасштабных замыслов. Группы, скованные узкими рамками сингла, создавали миниатюры. Альбом же позволял им писать широкие полотна.

          от случайного набора песен к LP как цельному произведению

Rubber Soul стал первым в ряду альбомов, показавших миру новых Битлз, - вспоминает Джордж Мартин. До того времени мы записывали диски, которые скорее были собранием синглов. Затем мы начали рассматривать альбомы как самостоятельное и самоценное произведение искусства. И Rubber Soul явился первым альбомом, созданным в соответствии с этой концепцией.

Sgt. Peppers Lonely Hearts Club Band, первая композиция, как бы представляет концепцию альбома и оркестр клуба. Она выполняет функцию увертюры в опере, подготавливая аудиторию к последующим событиям и представляя все присутствующие в произведении темы.

Точка зрения продюсера Джорджа Мартина на альбом Abbey Road: Я пытался заставить их думать о симфонических формах и общем впечатлении от альбома, например, о сочетании и контрасте различных композиций и выражении ими определенных образов.

          от одномоментных произведений к цепочке

В коммерческом плане Yellow Submarine стала самой важной композицией альбома, так как именно она натолкнула музыкантов на идею создания одноименного мультфильма, решившего проблемы с третьей картиной, которую Битлз задолжали компании Юнайтед Артистc еще с лета 1965-го.

Леннону доставляло удовольствие наблюдать, как люди пытаются интерпретировать бессмысленный текст песни I Am the Walrus. Он наслаждался процессом записи композиции, которая потянула за собой цепочку новых экспериментов в студии.

2. Стили, инструменты, времена

2.1. От европейской музыкальной традиции к общемировой рага-рок, арт-рок, джаз-рок, симфо-рок

Первые два альбома Битлз Please Please Me (апрель 1963) и With The Beatles (ноябрь 1963) показывают, как внимательно они наблюдали за тем, что творилось в Америке. Эти альбомы состоят из 29 записей, из них 16 композиций Битлз (15 - Леннона и Маккартни, 1 - Харрисона), остальные 13 - американского происхождения. Одна из них - классический рок Чака Берри Roll Over Beethoven.

Десять песен были напеты черными женскими вокальными группами и почти совсем неизвестны в Англии. Все эти песни отлично подходили под вокальный стиль Битлз: они позволяли делать гармонию, переключать вокалы, совершать перекликания (как в госпелз) или характерные для блюза выкрики. Битлз подготовили английского слушателя к такого рода музыке... Песня Please Mr. Postman достойно завершает первую сторону альбома With The Beatles, где группа с легкостью демонстрирует целый ряд стилей, включая соул, рок и балладу.

Американское влияние прослеживалось и на альбоме Beatles For Sale. Из 14 записей 6 были американскими, причем 5 из них являлись данью уважения старым мастерам чистого рока. Однако, это не значит, что Битлз не хватало оригинальности. Напротив, они были в высшей степени оригинальны, но при этом никогда не скрывали своих музыкальных корней.

Многие считают, что музыка Битлз - это смешение стилей рок-н-ролл, поп-музыки и ритм-энд-блюз; но с 1964 г. еще одной составной частью этого сплава стала музыка кантри. Впервые это влияние проявилось в песне I'll Cry Instead из третьей пластинки и уже постоянно ощущалось в творчестве группы на протяжении всего 1965 г.

Как-то Джон Леннон назвал Ticket To Ride предвестником тяжелого металла. Это было чертовски тяжелой песней для того времени, если сравнить ее с тем, что делали другие.

Revolver показал, что Битлз могут браться поистине за любой музыкальный жанр. Love You To переложение Харрисоном на музыку буддистских духовных трактатов. На фоне заводных ритмов альбома Love You To звучала особенно привлекательно, доказывая возможность исполнения группой произведений любого музыкального жанра.

Within You Without You открыто продемонстрировала увлечение Джорджа индийской культурой.

Хаотическая смесь на White Album является одной из его привлекательных черт. Этот гигантский холст позволил каждому из четверки Битлз продемонстрировать свою индивидуальность. Впервые и, вероятно, в последний раз в истории поп-музыки группа доказала возможность существования в одном альбоме рок-н-ролла, регги, соул, блюза, фолк, кантри, попа и даже авангарда...

Псевдоковбойская песенка Rocky Raccoon, записанная группой с помощью Джорджа Мартина, сыгравшего на салунном фортепиано - первые шутливо-ироничные настроения у Пола Маккартни.

The Inner Light один из поклонников Beatles переводил Лао Цзы и прислал Джорджу переведенную главу с предложением переложить слова на музыку. Харрисон так и поступил, сочинив при этом одну из самых прелестных мелодий в своем творчестве 60-х. Основная дорожка The Inner Light была записана в студии EMI в Бомбее, где несколько индийских музыкантов аккомпанировали Харрисону. Тогда же были записаны еще несколько музыкальных фрагментов в стиле рага

2.2. От современных музыкальных форм к широким временным заимствованиям барокко-рок (XIX век), регтайм и фокстрот (начало ХХ века), эксперименты со звуковым фоном настоящего времени

1966 г., Леннона и Маккартни сравнивают в Таймс с Бетховеном: Интерес к гармонии характерен для их песен. Создается впечатление, что они думают одновременно и о гармонии, и о мелодии - настолько органично вплетены в их мелодии 7-е и 9-е ступени мажорно-тонического лада, настолько естественна эолийская каденция[19] в финале Not A Second Time.

... изящество перехода от одной тональности в другую внутри песни, возможность модулировать. Позже этот вид музыкального сочинения в Европе был забыт. Джон Леннон, без сомнения лидер Битлз, совсем непроизвольно вернулся к этой музыке позднего средневековья. Если современные композиторы, пишущие шлягеры, упорно использовали одну и ту же тональность, то Леннон, например, спокойно переходил из С-dur в B-moll. И это было революцией.

When I'm Sixty-Four - добавление кларнетов в аккомпанементе усиливает ощущение атмосферы начала века.

Your Mother Should Know вдохновила музыкантов на один из лучших эпизодов фильма Magical Mystery Tour, где Битлз, одетые в белые костюмы, вальсируют сверху вниз по огромной лестнице, - ни дать ни взять голливудский мюзикл 30-х гг.

Схожая с популярными мелодиями 20-х гг. Honey Pie была творением Маккартни и, возможно, в чем-то заимствованием из музыкального стиля джаз-группы его отца, Джима Маккартни.

Golden Slumbers - Маккартни переложил на музыку стихи колыбельной, написанной в XVII в. Томасом Деккером, а Lady Madonna была отличным образцом возвращающегося в моду стиля 50-х.

2.3. От традиционных для рока инструментов (гитары, ударные, орган) к широкому набору (струнные, духовые и т.д.)

Влияние Дилана налицо и во многом другом, начиная от акустических гитар в аккомпанементе и кончая губной гармошкой...

Песня Youve Got To Hide Your Love Away заметно отличается от ранних записей группы. Во-первых,она имеет чисто акустическую аранжировку, а во вторых, мы слышим соло на флейте аранжировщика Джона Скопа.

Джордж Харрисон признал, что в Norwegian Wood аранжировка ...с ситаром была совершенно случайной. Но ситар отнюдь не был случайным, так как Джордж играл на этом инструменте еще 12 октября[20] в первой, до сих пор не выпущенной версии композиции.

В In My Life, например, есть соло на фортепиано елизаветинских времен. Пожалуй, в музыкальном плане фортепианное соло действительно было самым заметным в композиции.

В записи композиции For No One Маккартни участвуют только Ринго (ударные) и Пол (клавишные и бас-гитара), и кроме этого, Маккартни поет. Довольно продолжительное соло на валторне исполняет Элан Сивил из Лондонской филармонии

В Got To Get You Into My Life Пол Маккартни не преминул пройтись по популярному в 66-м направлению соул - написал эту замечательную композицию, добавив финальные штрихи в виде медной группы из пяти музыкантов.

I Am The Walrus - среди сюрпризов аранжировки - меллотрон, постоянно используемый Ленноном дома и в студии, струнная группа из 12 человек, 16 певцов хора Майк Сэммс Сингерс.

В While My Guitar Gently Weeps самую известную в истории Битлз партию на соло-гитаре исполнил гитарист группы Cream Эрик Клзптон - близкий друг Харрисона, приглашенный в студию как серьезный эксперт в области музыки.

Something - на протяжении двух месяцев Харрисон делал добавления к основной дорожке, причем во время последней записи играл уже целый струнный оркестр из 21 инструмента.

2.4. От одномоментного представления то, что сочинено, к открытию творческой кухни (выпуск архивных записей, студийных экспериментов)

После того как EMI издала все оригинальные альбомы Битлз на компакт-дисках, у фирмы было несколько вариантов выпуска в цифровом формате оставшихся песен. К счастью, она выбрала наиболее здравый путь, собрав эти композиции в более или менее хронологическом порядке на двух компактах. В их числе оказались синглы, не вошедшие в альбомы (включая вещи, отличающиеся от альбомных версий: Love Me Do, Get Back и Let It Be, песни из ЕР Long Tall Sally, две композиции 1964 г. на немецком языке, песня Bad Boy 1965 г., постоянно избегавшая участи попасть на пластинку, и оригинальный микс Across Tne Universe, однажды уже выпускавшийся на дешевом благотворительном LP.

3. Формы и направления творчества

3.1. От простого использования полученного дарования к развитию творческого потенциала.

Еще в 1960 г. ливерпульская группа Quarrymen (тогдашние Битлз) экспериментировали с аранжировкой песни Маккартни Ill Follow The Sun, сделав одну из самых первых записей. Простая, но красивая музыка доказывает, что у Пола прирожденный дар сочинения незабываемых мелодий, талант же Джона выковывался долгой практикой.

You Like Me Too Much - эта композиция отражает растущее мастерство Харрисона-вокалиста и игру в четыре руки на фортепиано Пола и Джорджа Мартина.

3.2. От исполнения произведений других авторов к своим

Среди прочих новаторских нововведений Битлз было и то, что члены группы начали сами писать для себя. Это покончило со старой практикой, когда продюсер держал исполнителя за горло, навязывая то, что он, продюсер, считал потенциальным хитом, а не то, что подходило исполнителю. Молодые сочинители. писали хиты для своих групп, причем темы песен все чаще выходили за рамки стандартных требований к поп-песне. В поисках тем и сюжетов некоторые молодые сочинители обратились к собственному жизненному опыту и жизни своих современников.

Песни, исполняемые ими, были чаще всего их собственными композициями. В итоге, слух поражала не только индивидуальность каждой песни, но и ансамблевость исполнения.

3.3. От простого копирования исполняемых другими музыкантами песен к их улучшению

В 1963 г. американская звукозаписывающая фирма Motown довольно успешно начала продавать в Британии записи исполнителей музыки в стиле соул. Битлз мгновенно стали их поклонниками - об этом свидетельствует включение в альбом With The Beatles сразу трех последних хитов. Если Chains и Anna (Go To Him) из первого альбома были просто с энтузиазмом исполненными, но отнюдь не гениальными заимствованными песнями, то Twist And Shout, a позднее и Please Mr. Postman в исполнении Леннона были настолько хороши, что имитацией казались их оригиналы.

RocknRoll Music: Битлз взяли классическую американскую песню и буквально изменили ее до неузнаваемости. Оригинальная запись в исполнении Чака Берри, положившая начало рок-н-роллу как противовесу скучной музыке, оказалась лишь намеком на потенциальную мощь этого жанра. А Леннон смог ее спеть так, как она того заслуживала.

3.4. От традиционных ролей в ансамбле, устоявшейся техники исполнения, музыкальных стандартов к экспериментам.

Хотя песни альбома Help! и не являются чем-то особенно новаторским, но во время звукозаписи в студии Битлз открывали для себя новую технику исполнения и экспериментировали с комбинациями инструментов. Так, например, в своей композиции Another Girl Пол Маккартни сыграл на соло-гитаре, так же как и в Ticket To Ride, записанной в тот же день.

Маккартни восхищался простотой музыкальной формы композиции The Word: Написать хорошую песню всего лишь с одной нотой, как Long Tall Sally, очень сложно.

Здесь следует отметить две незабываемые детали аранжировки Michelle припев и нисходящий пассаж на бас-гитаре. Позже Пол объяснял Марку Льюисону: Я никогда не забуду, как сыграл на бас-гитаре этот пассаж, мне это напомнило Бизе. Это просто изменило песню.

В If I Needed Sоmеone мы слышим одну из лучших вокальных гармоний Битлз, поистине завораживает звеняще-поющий тембр гитары, заимствованный у The Byrds, а также следует выделить и реалистический текст.

В композиции Taxman присутствует мощное гитарное соло, исполняемое, что интересно, не Джорджем, а Полом!

Пол Маккартни: Мне пришла в голову мысль, что мы должны записать альбом другой группы, - мы просто представим на время, что играем не мы. Это будет небольшой уловкой, дающей нам некоторое преимущество. А на обложке мы нарядимся под ту, другую группу, в совершенно неимоверные одежды. Но это будут именно те наряды, в которые мы всегда мечтали облачиться.

3.5. От традиционной формы: написание песен, запись песен, представление песен на концерте, к новой - одновременное написание и запись песен, представление песен на диске, т.е. отказ от рутинной концертной деятельности

У Битлз было более двух месяцев для выпуска диска Revolver. Они начали работу 6 апреля и через 60 дней закончили один из двух наиболее выдающихся альбомов того времени. Битлз стали совершенно студийной группой - в тот же год они продемонстрировали, что не хотят экспериментировать на сцене.

3.6. От примитивного рока к симфонизму использование классических ансамблей и оркестров

Пол записал Yesterday без помощи других членов группы - инструментальным аккомпанементом стала его собственная акустическая гитара и струнный квартет, приглашенный Джорджем Мартином.

Строчка I'd love to turn you on вызвала запрет на трансляцию песни по британскому радио. Но эта пресловутая строчка дважды ведет к великолепному крещендо в исполнении оркестра из сорока музыкантов...

Hey Jude - На запись песни в Трайдент Студиос у Битлз и оркестра из 36 музыкантов на репетиции ушло два дня...

3.7. От формы солист + поддерживающая группа к многоголосию

Трое из них не только играли, но зачастую и пели все вместе. Ведущего певца фактически не было, и очень часто они по очереди делали основной вокал на одной и той же песне! Они пели в унисон и делали гармонию.

Because - большинство поклонников группы считают ее одной из лучших в альбоме Abbey Road. Выделяют потрясающую гармонию вокальных партий Харрисона, Леннона и Маккартни. Джон построил композицию на фортепианной мелодии, которую он выстроил, когда, по его просьбе, Йоко попыталась сыграть, Лунную сонату Бетховена наоборот.

3.8. От традиционной техники звукозаписи (несколько проб, 2-4-дорожечный магнитофон) к экспериментам (многодорожечный магнитофон, многократные наложения, искажения, использование обратного хода записи, использование различных эффектов фидбэк, фэйд-ин, хаотичная склейка и т.д.), сочинение прямо во время сессии

Decca Audition, 1 января 1961 г. - первый опыт работы со звукозаписывающей индустрией Лондона закончился неудачей. Битлз не удалось заключить контракт с фирмой Decca. Они весьма скованны и чувствуют себя явно не в своей тарелке: Маккартни перестарался с вокальными партиями, а Леннона вообще плохо слышно; ударные Пита Бэста слишком просты, и только Джордж Харрисон единственный, кто выглядит неплохо.

Ill Cry Instead - несмотря на кажущуюся простоту композиции, музыкантам было довольно сложно ее записать. В конце концов Битлз уже не пытались исполнить всю песню сразу и разделили ее на две части, из которых Джордж Мартин сделал потом одно целое.

Несколькими месяцами ранее Битлз были счастливы, обнаружив, что могут сводить звук на нет в конце песни. Теперь они сделали следующий шаг, став первыми в истории поп-музыки, кто использовал нарастающий звук в начале композиции Eight Days A Week.

I'm Looking Through You - вначале Битлз записали композицию без мелодичного куплета в середине, заменив его сольной гитарной партией. Однако ко времени финальной записи у Пола уже были готовы недостающие слова.

Несколько надмирное звучание композиции Im Only Sleeping объясняется такими техническими уловками, как ускоренная запись вокалов Леннона, которые доносятся как бы из иного мира, и проигрывание гитарных соло Харрисона задом наперед.

Простая детская песенка Yellow Submarine прошла студийную обработку по высшему разряду. Подробное описание Марком Льюисоном сессий звукозаписи Битлз рассказывает о различных эффектах и трюках, использованных в студии, а затем отвергнутых.

В своих домашних студиях Леннон и Маккартни занялись созданием своеобразных сюжетов, сплетенных из витков пленки и изобретенных звуков. Концепция Tomorrow Never Knows принадлежала Леннону и родилась в результате прочтения им Тибетской книги мертвых. Как и Харрисон, Леннон отметил родство восточных духовных учений и впечатлений от экскурсий в мир галлюцинаций. Маккартни стал инициатором наложения почти сверхъестественных визгов и подвываний, заполнивших песню.

Rain - они записали аккомпанемент, включающий ударные Ринго, затем замедлили запись. С вокалом Леннона проделали обратное: он был записан на медленной скорости, а затем ускорен. Итоговое сочетание скоростей инструментов и голоса плюс финальное проигрывание вокалов задом наперед усиливают напряжение композиции, мотивы надмирности и потусторонности.

Sgt. Peppers это шедевр техники. Он разрушил все существовавшие традиции: песня вплывала в песню, один образ головокружительно врезался в другой, звуковые эффекты сливались с мелодией. На слушателя обрушивался шумовой вал новых звуков, новых эффектов, новых инструментов. Это было и есть выдающееся достижение. Но в первую очередь, это триумф техники - техники записи, техники сочинения, техники аранжировки.

Альбом беспрецедентный. Странный альбом. Любопытная смесь простонародной искренности и мистицизма, традиционных форм и новаторских приемов, простых чувств и сложных каламбуров. Альбом - веха.

Being For The Benefit of Mr. Kite Джон спел ее под аккомпанемент органа, разрезал полученную пленку с записью на части, подбросил их в воздух и затем вновь склеил в случайном порядке.

A Day In The Life несомненно, лучшая попытка сотрудничества Леннона и Маккартни. В основном песня написана Ленноном, ее сюжетом стали эпизоды из жизни Джона, его наблюдения и размышления: гибель друга в автокатастрофе, газетная вырезка о состоянии дорог. За паузой следует средняя часть композиции, исполняемая Полом Маккартни, - еще один день, но уже из другой жизни; во втором случае - фортепианный аккорд, звучащий примерно минуту. Потом мы слышим свист, воспринимаемый только собачьим ухом и финальную какофонию звуков, завершающую эту потрясающую композицию и этот великолепный альбом.

Blue Jay Way была трансформирована Битлз в экзотическое и таинственное музыкальное путешествие. Голос Харрисона намеренно искажен электронным эффектом и звучит как будто из потустороннего мира. Записи, проигрываемые наоборот, тянущий орган и виолончель - все это придает песне несколько восточный оттенок, причем без помощи какого-либо индийского инструмента.

I Am the Walrus была намеренной попыткой ввести в заблуждение критиков и поклонников путем соединения в одной композиции совершенно разных, оторванных от реальности образов. Леннону доставляло удовольствие наблюдать, как люди пытаются интерпретировать бессмысленный текст песни. Давным-давно когда-то я писал такие песни, как I'm the Walrus. Это был мой дилановский период. Хитрость заключалась в том, чтобы никогда не раскрывать, что ты имеешь в виду, а создавать впечатление чего-то большого. Слушателю предоставлялось право находить в песне то, чего он хотел.

Широко известна история создания композиции Strawberry Fields Forever: два различных варианта ее исполнения были весьма искусно совмещены на пленке Джорджем Мартином, использовавшим различные скорости проигрывания записи.

...ярко взаимодополняющие таланты Леннона и Маккартни в Penny Lane Маккартни и Strawberry Fields Леннона. Если музыка Джона как бы замкнута в его сознании, то ощущение от музыки Пола совершенно иное: он гуляет по улицам Ливерпуля с улыбкой на лице.

Ринго добавил так называемых водяных звуков а-ля Yellow Submarine.

Honey Pie - для придания ощущения времени в начало композиции добавлено шипение граммофонной пластинки.

Основываясь на авангардном коллаже звуков, первоначально составлявших вторую часть оригинальной Revolution 1, Джон Леннон и Йоко Оно создали аудиокошмар, который, по их замыслу, отражал бурный процесс революционного развития.

Битлз никогда еще не пели и не играли так, как в Abbey Road. Попурри со второй стороны диска, состоящее из коротких музыкальных картинок, в инструментальном плане представляет собой лучшее исполнение группы после Revolver. И никогда еще гармонии вокалов Битлз не были столь разнообразными и в то же время столь гармонично сочетающимися, как в этом альбоме.

Вторая сторона Abbey Road - стремление создать музыкальное единство - широкую симфоническую структуру, каждый элемент которой работает на общую концепцию, сложные приемы аранжировки и звукозаписи - и все это сочетается с юмором и человечностью.

Для Because Джон построил композицию на фортепианной мелодии, которую он выстроил, когда, по его просьбе, Йоко попыталась сыграть, Лунную сонату Бетховена наоборот.

Across The Universe. Фил Спектор взял оригинальную пленку, немного замедлил запись, стер наложенные птичьи голоса (см. Past Masters II) и добавил оркестр и хор. В результате появилась одна из лучших композиций Битлз, полностью оправдавшая участие Спектора в творческом процессе.

Их музыка всегда была в постоянном движении, но каждый следующий шаг рождался из соединения нового с традиционным.[21]

3.9. Оформление пластинок постоянный поиск

Конверт альбома With The Beatles (полутеневая фотография Джона, Джорджа, Пола и Ринго) на целое десятилетие стал одним из наиболее копируемых дизайнов. Этот конверт стал началом активного вовлечения Битлз в оформительство...

Обложка Rubber Soul - еще один пример выпадения из общего ряда. На одном образце обложки фотография была растянута из-за искажения при проецировании слайда. Вот-вот, это же именно Rubber So-o-oul! Оставляем так.

Для обложки Revolver отказались от оригинального варианта, который подготовил Р.Фримен, и обратились к Клаусу Вурмену. Он сделал отличную работу обложка[22] стала классикой оформления.

Sgt. Peppers был необычным альбомом во многих отношениях. Насколько мне известно, это была первая пластинка с текстами песен на конверте. Раньше с издателем случился бы апоплексический удар, т.к. он получал большие доходы от продажи листовой музыки. Кажется, это был первый диск с обложкой, раскрывавшейся как альбом, - во всяком случае, один из первых, по крайней мере, в роке. Это был первый альбом с вкладками-вырезками. Впервые для дизайна обложки были приглашены настоящие художники (Peter Blake и его жена Jann Hawort).

1968 г, The Beatles (White Album) простой белый конверт, был выбран для контраста с роскошно оформленным Sgt. Peppers...

Abbey Road, июль август 1969 г. на лицевой стороне конверта напрочь отсутствовало название диска вещь по тем временам неслыханная...

3.10. От простых форм представления творчества (диск, концерт, радио и ТВ) обращение к кино (документальному, художественному, мультипликации), к литературе и живописи (Леннон)

Предложение сниматься в кино было сделано группе осенью 1963 г. - в то время Битлз едва ли были известны за пределами своей родины, фильм A Hard Days Night решено было делать в черно-белом варианте, и потому он оказался низкобюджетным. Отличный сценарий Алана Оуэна заметно выделялся среди аналогичных работ в британском поп-кино. Битлз играли самих себя, подшучивая над ситуациями, в которых оказывались - в поездке, на концерте и репетиции телешоу.

A Hard Days Night единодушно получил высокую оценку[23] зрителей и критиков, был представлен к двум наградам Королевской Академии искусств.

Если A Hard Days Night был черно-белым и полудокументальным, то Help! взорвался яркими красками фантастического реализма. Он снимался в живописных уголках Англии, Австрии и Багамских островов. Лента была тепло встречена критиками,[24] сами Битлз признавались, что съемки в фильме доставили им большую радость.

Мультфильм Yellow Submarine: Полуторачасовой фильм музыкальный фильм-фантазия[25] на тему одноименной песни Леннона/Маккартни. Битлз вносили свои предложения в процессе подготовки к съемках, а в финале появляются живьем, приглашая всех петь вместе с ними.

Magical Mystery Tour был первой попыткой Битлз сделать самостоятельный фильм. Мысль поставить фильм-музыкальную фантазию возникла у Пола Маккартни. Фильм представлялся им как импровизация с музыкой и приключениями без определенного сценария и отрепетированных сцен.

В 1968 г. фильм был раскритикован, хотя через несколько лет дал хорошие сборы в кинотеатрах, подтвердив тем самым первоначальное заявление Пола, что его замысел опережает свое время. А еще через несколько лет все сошлись в мнении, что критические нападки на Magical Mystery Tour были несправедливы.

Рой Карр, исполнительный редактор влиятельных музыкальных журналов New Musical Express, VOX и Melody Maker: Великолепная Четверка была не только величайшей рок-группой всех времен, музыканты были еще и звездами кино! Если Битлз навсегда изменили то, как мы слушаем поп-музыку, то тем же образом фильмы A Hard Days Night и Help! навсегда изменили то, как поп-музыка была представлена в кино.

3.11. От деятельности только в записи и представления музыки к работе в области поиска новых талантов в музыке, в моде, в электронике (Apple Corp.)

В паузах между поездками в Индию для изучения трансцедентальной медитации, они выработали план организации корпорации Apple для помощи молодым художникам, поэтам, писателям, дизайнерам, музыкантам, актерам, изобретателям, которым отказывали обычные источники финансирования. Apple должна была также заниматься собственными проектами Битлз. Проект Apple свидетельствовал о новом образе мышления рок-звезд и о том, как они теперь оценивали себя и свое место в мире.

9.      Устранение вредных факторов (НЭ) взаимодействия The Beatles с Надсистемой - Установление факта, что внешние вредные факторы (НЭ) за счет изменения (динамизации) компонентов The Beatles либо исчезли, либо потеряли значение, либо их действие стало не столь острым.

Все приведенные факты жизни и творчества ансамбля говорят: во все периоды творческой активности возникавшие проблемы решались с помощью дарования участников The Beatles, за счет упорного труда самих музыкантов, их технических и творческих помощников.

10.  Устранение вредных факторов (НЭ) взаимодействия внутри самих The Beatles - Установление факта, что внутренние вредные факторы (НЭ) за счет изменения (динамизации) компонентов The Beatles либо исчезли, либо не имеют значения, либо их действие стало не столь острым.

О решении проблем внутренних свидетельствует хотя бы то, что, находясь в зените славы, Битлз оставались самыми близкими друзьями. Говоря словами Ринго, они были сиамскими четверняшками, инстинктивно откликавшимися на нужды и желания друг друга...

11.  Улучшенные существующие The Beatles - Установление факта улучшения The Beatles в целом.

Решение проблем внешних The Beatles и окружение и внутренних внутри The Beatles, понятно, выражалось в улучшении (в совершенствовании и пр.) ансамбля.

12.  The Beatles с повышенной идеальностью - Установление факта повышения идеальности The Beatles (повышение отношения полезных функций The Beatles к затратным, вредным).

Раз внешние НЭ и внутренние НЭ устранены или их влияние снижено, то растет величина отношения полезные функции / затраты, т.е. идеальность The Beatles.

13.  The Beatles с повышенной жизнеспособностью - Установление факта повышения жизнеспособности The Beatles: система получает преимущества по отношению к другим, не изменившимся (не измененным) в лучшую сторону системам.

И как результат повышения идеальности повышение жизнеспособности ансамбля. Жизнеспособности во всех ее проявлениях:

          Чьи песни в одночасье взлетают на вершины хит-парадов и удерживаются там неделями и месяцами? Песни The Beatles!

          На чьи концерты поклонники выстраиваются в многокилометровые очереди и приходят десятками тысяч? На концерты The Beatles!

          Чьи пластинки раскупаются миллионами? Пластинки The Beatles!

Жизнеспособность The Beatles проверена временем. 2000-й год для EMI Recorded Music был очень успешным.[26] В меняющемся мире общий объем музыкального рынка упал на 3.9%, а EMI Recorded Music увеличила продажи на 12.3%. Число альбомов, проданных тиражом более миллиона, в 2000 году составило 30, а The Beatles 1, распроданный во всем мире в количестве 22 миллионов копий, стал наиболее быстро распродаваемым альбомом всех времен...

Пожалуй, достаточно...

Но грядет новый цикл изменений надСистемы,[27] поэтому ...покой Системе только снится....

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


И становится понятно как создать успешный музыкальный коллектив, театральную труппу, политическую партию, фирму, наконец. Есть инструментальное средство Универсальная Схема Эволюции. К ней взаправду подходит присказка: Что было, что есть, что будет все покажет. Только не ленись собирать и анализировать факты...

 

15 ноября 2001 г.

Бостон, Массачусеттс, США


Литература

1.       Козлов Н., Пономаренко А. Битлз. Энциклопедический справочник. Санкт-Петербург, 1996

2.       Джон Робертсон. Полный путеводитель по музыке The Beatles. http://lib.ru/SONGS/BEAT/guidetour.txt

3.       Джереми Паскаль. Иллюстрированная история рок-музыки. http://lib.ru/SONGS/ABOUT/pascall.txt

4.       Дж.Леннон. Интервью журналу Playboy, 1981

5.       Beatlesongs. William J. Dowlding. Publisher: Simon & Schuster Trade Paperbacks. ISBN: 0671682296. 1989

6.       The Beatles Recording Sessions. Mark Lewisohn, Crown Publishing Group, 1990

7.       The Beatles At The Moves. Roy Carr. HarperPerennial Div. of HarperCollins Publishers, 1996

8.       The Beatles Anthology. Chronicle Books. San Francisco, 2000

 



[1] Захаров А. Универсальная Схема Эволюции. - 2-я ред. испр. и доп. - Бостон, 2000. - 37 с. - (60.041 З-38). - Рукопись деп. в ЧОУНБ 12.9 2000 № 2595.

[2] Почитателем творчества которого автор настоящего исследования является с 1965 г.

[3] Проект Антология - видеофильмы и серия CD с архивными записями (1995 г.), книга (2000 г.).

[4] Джон Робертсон. Полный путеводитель по музыке "The Beatles".http://lib.ru/SONGS/BEAT/guidetour.txt. Эта чрезвычайно информационно насыщенная работа взята за основу.

 

[5] Но были и организационные, и технические, и психологические и т.д.

[6] Поэтому к Битлз не очень-то и применима формулировка пониженная жизнеспособность. Можно сказать, что ... когда они были Битлз, то речь просто не могла идти о пониженной жизнеспособности. А когда речь о пониженной жизнеспособности все-таки зашла, они уже не были Битлз.

[7] По выражению самих Битлз, to turn you on (слова из композиции A Day In the Life, диск Sgt. Peppers)

[8] Как часто мы слышали слова об наэлектризованной атмосфере начала 60-х! Что-то должно было произойти.

[9] Переход к этому блоку обязательно реализуется позднее, во всем их последующем творчестве. А особенно, когда Битлз в августе 1966 г решительно отказались от концертов. Вот тогда пришлось меняться, чтобы не потерять аудиторию. И последующие альбомы доказали Леннон (вместе с Маккартни) жил, Леннон жив, Леннон будеть жить...

[10] Пример: живые Битлз вместе с рисованными в заключительных кадрах мультфильма Желтая субмарина.

[11] Этот пункт тоже реализуется позднее: уж чего-чего, а самых неожиданных объединений (музыки и слов, инструментов, стилей и жанров...) в творчестве Битлз будет предостаточно.

[12] Здесь надо понимать условность приведенной терминологии. Шарниры и эластичность - переход от слишком прямолинейных мелодий к сложным гармониям. Вспомним эолийские каденции и мелодический строй a la G.Mahler, которые в 1963 г. интуитивно использованы Ленноном в композиции Not A Second Time!

[13] За этим прячется доведение до автоматизма, по крайней мере, исполнение произведений. Тогда возможны замены без потери качества (в практике Битлз такое было).

[14] Это относится к любому (!) свойству The Beatles, например, прическа, манера общаться с журналистами и т.д. - каждое из них можно прогнать по Универсальной Схеме Эволюции. И таким образом увидеть возможные пути совершенствования этих свойств для достижения успеха ансамбля, для его выживания в бурном море рока...

[15] Вспомним знаменитые записки-инструкции Брайена Эпстайна участникам ансамбля явный переход от творческой вольницы к алгоритму успеха.

[16] Чтобы не было совпадений с аналогичными акциями друзей-соперников, например, The Rolling Stones.

[17] Видно, что источником могло служить что угодно, это свойственно очень неординарным личностям.

[18] В течение всей своей карьеры в группе Джордж не написал ни одной песни о любви со счастливым концом: все его романтические изыскания пронизаны недопониманием и ужасающей перспективой монотонности отношений.

[19] Последовательность аккордов, которой завершалась Песнь Земли Густава Малера.

 

[20] Песня записана 21 октября 1965 г.

[21] Точно по УСЭ.

[22] Премия Grammy в 1966 году.

[23] Съемки обошлись в 600 тыс. долларов, а доход составил более 5.5. млн. рекордная сумма для рок-музыкального фильма.

[24] Кинофильм завоевал первый приз на международном кинофестивале в Рио-де-Жанейро в сентябре 1965 г.

[25] Лента соединяет в себе законы жанра мультипликации с блестящими пародями на разные школы и стили в искусстве. Битлз, ожидавшие увидеть очередную глупость, а не нечто близкое к искусству, были восхищены мультфильмом.

[26] http://www.emigroup.com/financial/annrep2001/pdf/06_15.pdf

[27] Как верно сказал Боб Дилан: Времена, они меняются... .

Сайт управляется системой uCoz